Вагоны: пассажирские двухэтажные вагоны DBuz(a) 747

Двухэтажный или двухъярусный вагон — вагон, в котором для увеличения пассажировместимости устроены два салона, один над другим. Двyxэтажный вагон имеет пассажировместимость на 40-78 % больше, чем аналогичный одноэтажный. Также часто входные двери нижнего салона расположены на более низком уровне, что позволяет обойтись без высоких платформ.

Вагон с низким входом дает преимущество бесступенчатого доступа на высотах 550 мм. Недостатками этого варианта являются более узкие двери и сложный доступ на верхний уровень, что может привести к увеличению времени входа и выхода пассажиров на крупных станциях. В вагонах с высоким входом двери намного шире, доступ на верхний уровень проще и время входа и выхода пассажиров уменьшается.

При этом, также, большая высота двухэтаэного вагона увеличивает высоту центра тяжести и склонность к опрокидыванию; да и в целом конструкция вагона усложняется. Из-за ограничений габарита вагона допустимыми габаритами подвижного состава, которые, в свою очередь, ограничены габаритами существующих строений (тоннелей, путепроводов, высотой подвески контактной сети на электрифицированных линиях), для размещения двух пассажирских салонов применяются разные технические решения. В некоторых конструкциях первый этаж размещается как можно ниже между тележками, а в местах расположения тележек пол нижнего салона резко повышается, в этом месте устраивается лестница на верхний уровень. Имеются также такие конструкции, где второй этаж вагона используется как зал для наблюдений или ресторан. В таких вагонах первый этаж имеет небольшую высоту потолков и является как бы техническим, а второй уровень имеет панорамное остекление, а также иногда и остекление крыши вагона.

Двухэтажные вагоны в Германии ныне используются на региональных экспресс-линиях с большим количеством пассажиров. Такие вагоны довольно распространены там и получили "кличку" - "Dosto". А история двухэтажных вагонов у немцев длится уже 150 лет. Концепция двухэтажного автомобиля родилась в конце 1800 года в Пруссии. Прусские вагоны имели открытый второй этаж, и пассажиров зачастую беспокоили неблагоприятные погодные условия. В 1868 году двухэтажные вагоны строились для линии Altona-Kieler Eisenbahn. Но они, конечно, тоже мало походили на современные образцы. Первые вполне современные двухэтажные вагоны были использованы в Германии в мае 1936 года на железной дороге Любек-Бюхенер Эйзенбан (LBE) в составе экспресс-поездов по маршруту Гамбург-Любек-Травемюнде. Двухуровневые вагоны на LBE имели отсеки для второго и третьего классов (причем уровень комфортности там не слильно отличался) и систему кондиционирования воздуха.

Во времена национал-социализма лично фюрером курировался проект ширококолейной железной дороги Breitspurbahn со сверхширокой колеей (3000 мм). Разрабатывался проект инженерами Deutsche Reichsbahn с мая 1942 года вплоть до последних дней войны в 1945 году. Для пассажирских перевозок там предполагалось также использовать двухэтажные вагоны, причем, чрезвычайно комфортные. Их проект был уже разработан, а модели можно видеть и сегодня в музее DB (Verkehrsmuseum Nurnberg). Но проект заморозили в конце войны и он был похоронен вместе с третьим рейхом...

После второй мировой, с мая 1959 года, западногерманский Deutsche Bundesbahn (DB) вновь запустил старые двухэтажные вагоны LBE на линии Гамбург-Любек в экспресс-поезде. И они использовались там до сентября 1977 года. Одновременно, еще с начала 50-х для DB были разработаны и совершенно новые двухэтажные вагоны, 22,4 метров в длину, с общим названием DBC4upwe -50 (позже DAByg548), также вагоны с багажным отделением DC4upwe -50 (позже DByg546) и вагоны DCR4upwe -50 со столовой и кухней (позже DByg547) Еще три прототипа имели уже стандартную длину (по стандартам UIC) 26,4 метра - DC4umg, DBC4umg и DBCRumg. Для нового междугороднего поезда Rheingold в 1962 году было построено пять двухэтажных вагонов. В целом это было немного.

Как ни странно, восточногерманский Deutsche Reichsbahn (DR) проявлял куда больше инициативы в создании и постройке двухэтажных вагонов. Начал этим заниматься завод VEB Waggonbau Gorlitz (ранее Waggon- и Maschinenbau AG (WUMAG)) ещё в 1952 году. Благодаря немецким вагонам в 1961 году между Львовом и Ковелем была запущен первый и единственный в Украине поезд с двухэтажными вагонами. Вагоны производства ГДР (вагонзавода в Герлице VEB Waggonbau Gorlitz) были разработаны специально для СССР в 1959 году и находились помимо Украины в эксплуатации на Урале, а также между Москвой и Рязанью... Но настоящий прорыв произошел в 1970-х годах.

К 1972 году был создан дизайн двухэтажных вагонов, который принципиально не изменяется и по сей день. С 1974 года началось их серийное производство. Многие из построенных тогда вагонов впоследствии были модернизированы (этот процесс был начат в 1992 году) и использовались до 2010 года. При этом модернизация коснулась вовсе не ходовой части и даже не кузова - просто перекрашивали, переделывали окна, двери, туалеты и интерьер...

В том числе, с 1974 года по 1991 год было создано несколько серий двухэтажных вагонов, обозначаемых как DBuz(a) 747 (их было семь серий, и отличались они незначительно, обозначались как 747, 747.1, 747.2, 747.3, 747.4, 747.5, 747.9, общее количество построенных вагонов DBuz(a) 747 было более пяти сотен). С 1986 года новые вагоны выпускались уже с дисковыми тормозами. DBuz(a) означает: "DB" - двухэтажный вагон второго класса; "u" - с силовым кабелем с разъемом push-pull 34-pin, это было стандартом ГДР; "z" - электроснабжение от шинопровода; "a" - автоматические двери.

Почти все 747-е вагоны DBuz(a) имели допустимую скорость в 120 км / ч., только 747.4 и 747.9 - 140 км / ч. Все они имели низкий уровень входных дверей. Двери - автоматические. Высота над уровнем рельса: 4 630 мм. Длинна по буферам составляла 26.8 метра, длинна корпуса самого вагона была 26.2 метра, при собственном весе 46 тонн они были рассчитаны на количество мест до 131 (могло незначительно меняться - в основном это было 125 мест). Они были оснащены тележками Gorlitz VI-K Do. И туалетом закрытого типа - то есть испражнения на рельсы не лились, а собирались в резервуар.

Но уже с 1992 года была начата их вышеупомянутая модернизация на вагоноремонтном заводе AW Wittenberge по заказу объединенного Deutsche Bundesbahn (DB). После этой весьма хитрой и многоступенчатой модернизации, использовались затем такие вагоны в DB на региональных маршрутах (DB Regio - DB Regio AG является дочерней компанией Deutsche Bahn, которая обслуживает короткие и средние расстояния пригородных поездов в Германии). Особенно в Бранденбурге, на юге, в центральной Германии. С 1994 года Deutsche Bahn закупила более 1600 вагонов Dosto, всего дочернее предприятие концерна DB Regio использует более 2000 таких вагонов (речь идет не только о DBuz(a), а о двухэтажных вагонах вообще). Но старые вагоны DBuz(a) использовались только до 2010 года, когда последние представители либо были окончательно переделаны, либо покинули железнодорожные магистрали...

Как раз ко времени списания или окончания переделки старых вагонов немецкий железнодорожный концерн Deutsche Bahn подписал договор о покупке новых 800 вагонов у канадской компании Bombardier. Размер сделки составлял около 1,5 миллиарда евро. Однако, из Канады их никто немцам не присылал, всё проще - к тому времени завод в Гёрлице уже просто принадлежал компании Bombardier... Первые "канадские" двухэтажные вагоны типа Dosto, использующиеся в поездах регионального сообщения, были поставлены в середине 2011 года, последние вагоны по этому договору будут поставлены в 2020 году.

В арсенале моделей вагонов Piko типоразмера H0 есть двухэтажные вагоны, в частности Dbuz(a) 747.3 - и они довольно распространены у нас, так как входят в состав стартовых наборов Piko Hobby арт. 57150.

В этом наборе они имеют маркировку D DB 50 80 25-04 782-2 Dbuz(a) 747.3. Конкретно вагоны серии 747.3 были модернизированы из различных ГДР-овских вагонов с 1996 по 2000 годы. Их было всего около ста (по некоторым данным - 91). 12-значная маркировка UIC означает: 50 - общие пассажирские вагоны для внутреннего движения; 80 - страна Германия; 2 - вагоны с местами для сидения, 2 класса; 5 - количество отсеков; 0 - предельная скорость до 120 км/ч.; 4 - эта цифра шифрует систему отопления.

Дата ревизии - 25.2.03, так что "жил" в таком виде вагон с 2003 по 2010 год (предположительно тогда его и должны были списать). Возможно, что этот период еще меньше, с 2006 по 2010 год, так как именно в 2006 году к маркировке стали прибавлять подчеркнутое D. А в общем это VI (шестая) эпоха...


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...