Вагоны: открытый полувагон Eanos 052, Eanos-x 055

Полувагон — железнодорожный грузовой (товарный) вагон без крыши (открытый) с высокими бортами, предназначенный для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, кокс, лесоматериалы и т. п.), контейнеров, прочих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Кузов полувагона в основном не имеет крыши (хотя бывают версии и со съемной крышей), что обеспечивает удобство погрузки и выгрузки грузов. Полувагон (люковый) может иметь разгрузочные люки в полу, раскрывающиеся торцевые стенки, дверцы; полувагон глуходонный имеет глухой кузов. Глуходонные полувагоны зачастую служат для перевозки сыпучих грузов по замкнутым маршрутам с разгрузкой на вагоно­опрокидывателях. Также возможно использование таких полувагонов в контейнерных перевозках.

Ещё на рубеже XIX - XX веков управление государственных железных дорог Пруссии заказывало для себя четырехосные открытые грузовые вагоны под обозначением OOmk (позже OO Oldenburg). Однако впоследствии, в 20-х годах прошлого века компания Deutsche Reichsbahn не стала развивать производство вагонов этого типа, и только в в 1942 году был произведен десяток экспериментальных вагонов OO (fs) Berlin и OO (fs) Kattowitz. В 1948 и 1949 годах Waggonfabrik Uerdingen построила шесть четырехосных вагонов обозначенных как OOfs Gottingen, OOf 47, OOfs 01. Но вновь созданная тогда компания Deutsche Bundesbahn также прекратила заказывать четырехосные полувагоны и на целых двадцать лет ограничилась модернизацией и постройкой двухосных.

После второй мировой войны на европейском уровне были предприняты усилия по стандартизации в области создания и использования грузовых вагонов в Европе. В 1947 году Международный союз железных дорог (Internationalen Eisenbahnverbands, Union Internationale des Chemins de fer, UIC) стал активно заниматься стандартизацией грузовых вагонов. Он начал с отдельных их частей (буфера, муфты и так далее). Однако, этого было недостаточно - решено было занятся разработкой целых грузовых вагонов единого, стандартного дизайна. За образцы брались немецкие вагоны - так как Германия до войны и во время таковой произвела их несметное количество, а после 1945 года они так или иначе "достались" всем странам Европы.

Стандартизация облегчила бы обмен вагонами и совместное их использование. То есть все участники соглашения UIC могли бы использовать вагоны партнеров как свои собственные. Не отправлять после разгрузки иностранные вагоны по месту приписки, а загружать и отсылать в любом нужном им направлении. Конечно, уже существовало соглашение RIV (Regolamento Internazionale Dei Veicoli, это "Соглашение о совместном пользовании грузовыми вагонами в международном сообщении", принятое еще в 1922 году). Но на сей раз UIC пошло дальше. Ведь соглашение RIV - это попытка подогнать под общую гребенку уже существующие вагоны. Теперь UIC вознамерился решить проблему в корне и сразу строить одинаковые вагоны. Были приняты директивы UIC, которые предусматривали единые размеры и другие параметры для вновь создаваемых открытых грузовых вагонов.

Около 1960 года UIC разработал стандарты для двухосных грузовых вагонов типа E, которые к концу десятилетия были дополнены стандартами для таких же четырёхосных полувагонов повышенной вместимости. Требования к разработке были такие - вагон должен иметь возможность для разгрузки на вагоноопрокидывателе, иметь стальную несущую конструкцию с боковыми стенками высотой около двух метров и непрерывным верхним поясом прочности. Такой стандарт для четырехосных полувагонов - это тип вагонов UIC 571-2, или Ea(o)s. Точнее, опрокидываемый вагон назывался Eas, неопрокидываемый — Eaos.

По стандарту UIC 571-2 в рамках общего типа E создавались четырехосные вагоны повышенной вместимости типа Ea (o) s после того как в 1970-х годах UIC (МСЖД) стандартизировал такой четырехосный вагон. Это был вагон со следующими характеристиками: длина полезной загрузки минимум 12.71 метра, площадь полезной загрузки около 35 кв.м, объем полезной загрузки около 71 куб.м, вес пустого вагона до 22.0 тонн, две двери с каждой стороны, ширина дверей 1.80 м. Рсстояние между центрами тележек - 9 метров, длина по буферам - 14,04 метра.

Четырехосные открытые грузовые вагоны стандартного типа E имеют плоский пол и сплошные борта с одной (или двумя) дверями с каждой стороны. Они используются для перевозки сыпучих грузов, угля, металлолома, стали, древесины. Стальные кольца на бортах позволяют прикреплять тросы, сетки или укрывать груз брезентом для обеспечения его сохранности. Большинство вагонов имеют откидные боковые и торцевые борта, в противном случае к их маркировке добавляются буквы "l" (фиксированные борта - не пригоден для разгрузки с помощью вагоноопрокидывателя) или "o" (фиксированные торцевые борта). Некоторые из этих вагонов могут разгружаться с помощью вагоноопрокидывателя, который поворачивает их вокруг продольной оси. Для этого они снабжены достаточно прочными рамами и вращающимися муфтами сцепок, так что их не нужно даже расцеплять во время разгрузки. Некоторые вагоны имели ручной тормоз. Все вагоны имеют двустворчатые двери по бокам, у большинства по две двустворчатые двери с каждой стороны.

Буквы в маркировке означают: E - обычный тип открытого вагона (так называемая "стандартная гондола"); а - с 4 колесными парами; n - макисмальная грузоподъемность более 30 т (относится к четырехосным вагонам); o - фиксированные торцевые стенки; s - подходит для транспортировки в составе поездов со скоростью до 100 км / ч. x - это вагоны со стальным полом (такое обозначение применяется с 1 января 1994 года); l - не пригоден для разгрузки с помощью вагоноопрокидывателя.

По стандарту UIC 571-2 в рамках общего типа E создавались четырехосные вагоны повышенной вместимости типа Ea (o) s после того как в 1970-х годах UIC (МСЖД) стандартизировал такой четырехосный вагон. Но только после того, как вагоны этого типа были введены в эксплуатацию различными европейскими железнодорожными администрациями (FS, OBB, SNCB, SNCF и SBB), немецкая компания DB также приняла решение заказать их для себя.

Чертежи вагона, адаптированного для DB, были созданы на аугсбургско-нюрнбергском машиностроительном заводе (MAN). Производство производилось на различных вагоностроительных предприятиях, вагоны отличались такими деталями, как наличие стояночного тормоза и конструкция полов (стальные или деревянные). Первыми были выпущены вагоны Eaos 106.

С 1978 года компания DB закупила более 7000 экземпляров вагонов этого типа, известных как Eaos 106 с деревянным полом. С 1979 года появились вагоны со стальным полом, они первоначально строились на пробной основе, но зарекомендовали себя так хорошо, что вскоре стали строить только такие вагоны, которые были классифицированы уже как Eaos 051. Их было построено около 2500 штук. По инициативе французской железнодорожной компании SNCF был стандартизирован немного более длинный вагон (длина по буферам 15.740 мм вместо 14.040 мм для Eaos). Такие вагоны были заказаны в 500 экземплярах и известны как тип Eanos 052. Они строились в 1987 - 1988 годах.

Eanos означает: E - обычный тип открытого вагона (так называемая "стандартная гондола"); а - с 4 колесными парами; n - макисмальная грузоподъемность более 60 т (относится к четырехосным вагонам); o - фиксированные торцевые стенки; s - подходит для транспортировки в составе поездов со скоростью до 100 км / ч. x - это вагоны со стальным полом (такое обозначение применяется с 1 января 1994 года)

Четырехосные и удлинненные Eanos-x 052 имеют большое грузовое пространство, высокие пределы нагрузоки, укреплены непрерывным верхним поясом, оборудованы двумя двустворчатыми дверцами с каждой стороны и имеют стальной пол. Вообще, весь вагон выполнен из металла. Базовая рама - сварная конструкция, изготовленная из профильных балок. Пол сделан из листов толщиной 6 мм, двери - от 5 мм, а передняя и боковые стенки из листов толщиной 4 мм.

Они подходят для перевозки широкого спектра грузов, как насыпных (уголь, лом, руды, камни и грунт), так и штучных (тюки, бочки, бревна). Кольца, прикрепленные к внешней стороне вагона, обеспечивают надежное крепление брезента для защиты товаров, чувствительных к влаге, и для защиты от ветра.

Загрузка может происходить сверху или сбоку (через двери). Подходит для разгрузки на вагоноопрокидывателях. Загрузочная длина (мм) 14.500; ширина загрузки (мм) 2720; высота загрузки (мм) 2100; полезная загрузочная площадь (м2) 39,4; полезный загрузочный объем (м3) 82,5; вес пустого вагона (кг) 24 450; максимальная скорость (км / ч) 120; минимальный проходимый радиус (м) 35; ширина боковых дверей (мм) 1800;высота борта от головки рельса 3330 мм; длина по буферам 15740 мм. Грузоподьемность по трафарету A, B, C, D - 39,5 тонн, 47,5 тонн, 57,5 тонн, 65,5 тонн соответственно (максимальная - 65,5 т). Тип тележки: Y 25 Lss. Колесная база тележки: 1800 мм

Очень похожи на Eanos-x 052 вагоны Eanos-x 055. По габаритам и техническим данным эти вагоны в основном соответствуют друг другу. Однако Eanos-x 055 имеют несколько больший собственный вес и на 0,5 тонны более низкий предел грузоподъемности. Загрузочная длина (мм) 14.492; ширина загрузки (мм) 2720; высота загрузки (мм) 2100; полезная загрузочная площадь (м2) 39,4; полезный загрузочный объем (м3) 82,5; вес пустого вагона (кг) 24 700; максимальная скорость (км / ч) 120; минимальный проходимый радиус (м) 35; ширина боковых дверей (мм) 1800; высота борта от головки рельса 3335 мм; длина по буферам 15740 мм. Грузоподьемность по трафарету A, B, C, D - 39,0 тонн, 47,0 тонн, 57,0 тонн, 65,0 тонн соответственно (максимальная - 65,0 т). Тип тележки: Y 25 Lss. Колесная база тележки: 1800 мм. Вагоны начиная с номера 5377 800 имеют тормоза Charmilles (CH-GP-A) и стояночные тормоза.

Эти вагоны закупались компанией Ahaus-Alstatter Eisenbahn (AAE) у предприятия Vagonka Poprad/SK и поставлядись они сразу в цветовой схеме DB Cargo с 1997 года. Потому что незадолго до начала их выпуска DB Cargo заключила предварительный контракт на аренду 300 вагонов Eanos-x 055 у Ahaus-Alstatter Eisenbahn (AAE) на шесть лет. В период с 1998 по 2000 год было поставлено еще 695 вагонов. Начиная с четвертой серии (начиная с номера 537 7 660) на устройство управения тормозами стали ставить защитную планку, аналогичную Eanos(-x) 052. Диапазон номеров: 5377 000 - 5377 795, 5377 800 - 5377 999. Во втором квартале 2001 года DB AG получили 10 вагонов Eanos-x 055 (5376 550 - 5376 559) от AAE, которые были закуплены как Eanoss у Tatravakonka-Poprad в 1995 году. Эти вагоны когда-то были сданы в аренду CFL и они отличаются, прежде всего, своей красновато-коричневой окраской от почти тысячи вагонов, которые до 1999 года были сданы в аренду непосредственно DB AG.

В 1998 году в Deutsche Bahn было около 16.000 четырехосных вагонов общего типа E. Но они все чаще стали выводить их из эксплуатации, особенно двухосные, процесс начался с 1990-х годов и сейчас их редко можно увидеть на дорогах.

Модели этих вагонов в масштабе H0 выпуcкали такие компании как Fleischmann, Tillig, Roco, Marklin.

Несколько разновидностей такого вагона (Hochbordwagen Eanos) выпускала компания Tillig. Модель с артикулом 76494 имела автрийскую принадлежность (OBB) с номером 31 81 537 5 138-9, с артикулом 76440 (Eanos 073) - немецкую (DB AG) и номер 11 80 542 0 298-1, с артикулом 76474 - польскую (PKP) с номером 31 51 537 7 448-6, с артикулом 76504 Eanos 056 - немецкую (DB AG) с номером 31 80 537 6 603-2 т так далее... Модели соответствуют V (пятой) эпохе. Длина модели - 180 мм.

Набор из трех таких вагонов фирмы Roco (артикул 67153) - это вагоны с принадлежностью австрийских государственных железных дорог (OBB), маркировка соответсвует VI (шестой) эпохе.

Модель того же вагона (Hogeboordwagen Eanos E79) у Marklin (артикул 4717) имеет принадлежность французских железных дорог (SNCF) и относится к V (пятой) эпохе.

Что касается Eanos-x 055, то модели этих вагонов в масштабе H0 также выпуcкали такие компании как Fleischmann и Marklin. Вагон с маркировкой 31 80 DB 537 7 992-8 присутствовал в каталоге Fleischmann с артикулом 5284, модель с принадлежностью DB Cargo относилась к V (пятой) эпохе.

Модель вагона Eanos-x 055 от Marklin с артикулом 47190 с принадлежностью DB AG относилась к V (пятой) эпохе. Длина модели - 181 мм.

Информация о вагонах Eaos/Eanos


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...