Вагоны: вагон с открывающейся (откидной) крышей K15, K25, Kmr

Вагон с открывающейся (откидной) крышей - это тип железнодорожных грузовых вагонов, который в настоящее время определен Международным союзом железных дорог (МСЖД) как класс "Т". Такие вагоны представляют собой большую категорию железнодорожных транспортных средств, преимущественно используемых для перевозки гигроскопичных сыпучих товаров, таких как цемент, гипс, известь, калий и зерно. Сегодня современные железнодорожные грузовые вагоны "Т" составляют около одной шестой всех грузовых вагонов в Германии.

Существует несколько разновидностей таких вагонов - в зависимости от коннструкции крыши. Вагон с несколькими откидными откидными закрыылками крыши, самый старый тип, уже практически не используется. Недостатком в даннном случае является то, что из-за перемычек, на которых крепятся закрылки крыши, они не открываются достаточно широко. Зона загрузки сильно уменьшаетс из-за этого.

Поэтому с 1951 года были разработаны вагоны с раздвижной крышей, в которых как минимум к половине зоны погрузки можно было добраться разом сверху без каких-либо препятствий, лишь сдвинув лдну часть двухсекционной крыши над другой частью в продольном направлении.

В вагонах с поворотной крышей, которые использовались с 1958 года, погрузочную площадку можно полностью открыть, повернув крышу к краю вагона. Недостатком является то, что у некоторых типов открытая таким образом крыша может блокировать соседние пути и источники освещения зоны загрузки.

Последняя разработка - вагоны с рулонной крышей, используются с 1973 года. Пластиковые рулонные крыши таких вагонов могут быть полностью свернуты, так что весь вагон можно свободно загрузить сверху.

А изначально в Германии вагоны с откидной крышей заказывались и закупались железнодорожными администрациями в относительно небольших количествах по сравнению с другими типами грузовых вагонов. Ранее эти вагоны имели обозначение класса "K" или "KK". Они использовались как на стандартной колее, так и на узкоколейных железных дорогах (например, саксонские узкоколейные железные дороги). Их дизайн был тесно связан с дизайном открытых грузовых вагонов, производившихся в то же время.

Они загружаются сверху и выгружаются через боковые двери. Поскольку такой метод был связан с ручной работой, альтернативу таким вагонам начали искать уже в 1920-х годах. С 1950-х годов саморазгружающиеся вагоны полностью вытеснили вагоны с откидной крышей. Последний вагон такого типа был изготовлен в 1958 году. СЕгодня их можно встретить лишь на узкоколейных дорогах, в составе разных "музейно-исторических" поездов, на территории некоторых предприятий.

Вначале такие вагоны, как и многие другие, были результатом доработки еще старинных прусских конструкции грузовых вагонов, первые образцы которых были введены в эксплуатацию ещё в в 1895 году. С 1910 года по 1927 годы при создании вагонов стали применятся стандартные чертежи концепции Verbandsbauart (классы с A1 по A11).

В соответствии с этой концепцией в 1913 году и были построены первые двухосные грузовые вагоны с открывающейся крышей (Klappdeckelwagen). Они, в основном, соответствовали грузовому вагону прусского образца IId4 и были отнесены к классу A7.

Вагоны имели длину полезной загрузки 5.295 мм, ширину загрузки 2.812 мм, полезную нагрузку 15 тонн и объем полезной загрузки 18,6 кубометров. Эти закрытые вагоны были спроектированы таким образом, что закрылки крыши и боковые двери прилегали достаточно плотно для защиты груза от непогоды, и все шесть закрылков были прикреплены к сплошному центральному коньку, что облегчало загрузку.

Вагоны без ручного тормоза имели длину 6.600 мм и собственный вес 9,5 тонн. Вагоны с ручным тормозом имели тормозную кабину, тормоз системы Kunze-Knorr, длину по буферам 7300 мм, их собственный вес составлял 10,3 тонны. С 1918 года колесная база для обоих типов вагонов составляла 3500 мм. В 1930 году эти вагоны получили название класса K Wuppertal, после второй мировой войны они работали в западногерманском DB, где носили название класса K 15, и в восточногерманском DR, где их класс обозначали как K 21.

С появлением Рейхсбана в 1920 году при конструировании и строительстве вагонов параллельно с концепцией Verbandsbauart стала широко применяться концепция Austauschbauart (использование взаимозаменяемых частей), которая чуть позже, примерно с 1933 года, стала дополняться другой концептуальной технологической новинкой - сваркой, которая стала вытеснять заклепывание (Guterwagen der geschweister Bauart).

Таким образом, в соответствии с концепцией Austauschbauart в период с 1924 (по некоторым данным - с 1926) по 1933 год было изготовлено около 1000 вагонов с открывающейся крышей дизайна Austauschbauart с применением технологии клепки. Это были вагоны K Elberfeld - названные так в честь города Эльберфельд. При сохранении полезной нагрузки в 15 тонн, эти вагоны были длиннее предшественников (длина по буферам с и без ручного тормоза: 8 100 мм и 8 800 мм) и имели большую колесную базу (4000 мм). У них был полезный загрузочный объем 28,6 кубов при наличии тормозной будки и более 34,5 кубометров без таковой. Боковые стены теперь были разделены на две панели вертикальной стойкой по обе стороны от двери. С переименованием города Бармен-Эльберфельд в Вупперталь в 1930 году название этого класса также изменилось, теперь их стали обозначать как вагоны K Elberfeld / Wuppertal. Эти вагоны получили номера от 80 001 до 80 991. После второй мировой войны вагоны перешли в DB, где носили название класса K 25, и в DR, где их класс обозначали как K 21.

Но вагоны 1933 года постройки стали последними из серийных автомобилей такого типа. Переход на сварную технологию для них формально произошёл - но лишь в объеме создания опытных образцов! В 1935 году Рейчсбан (DRG) заказал только два сварных вагона длиной по буферам 9100 мм, оба без ручного тормоза и с колесной базой 4000 мм при сохранении полезной нагрузки в 15 тонн. Боковые стенки также были разделены вертикальной стойкой с обеих сторон двери на две части. Но серийного производства не получилось - вагон с откидной крышей типа K, который было довольно трудно разгрузить, был просто признан технически устаревшим. От его усовершенствования просто отказались.

В 1939 году появилась новая концепция Кригсбауарт. Немецкий термин Kriegsbauart (обозначающий новый класс вагонов - дизайна военного времени) относится к классам вагонов, которые поставлялись Рейхсбану уже во время второй мировой войны.

И в рамках этой концепции в 1941 году было построено восемь тестовых образцов совершенно нового вагона с откидной крышей, который уже не был развитием старого прусского вагона, а был создан на основе новых открытых товарных вагонов типа Omm. Как и у Omm, у них была колесная база 6 метров, они имели длину по буферам 9.100 и 9.800 мм (с ручным тормозом и без него) и объем полезной загрузки 28,6 кубометров при нормальной грузоподъемности в 20 тонн (и максимальной - 21 тонну). Все вагоны были оснащены тормозом Hildebrandt Knorr и имели восемь закрылков крыши. Но было выпущено только восемь пробных вагонов. Их наиболее яркой внешней особенностью была длина и стальная тормозная кабина с полукруглой крышей. А обозначались они как Kmr Wuppertal. После войны такие вагоны достались только западногерманскому DB и обозначались как Kmr 35.

Такой вагон в масштабе HO выпускают обе "главные" модельные фирмы - и Piko, и Roco. Да и многие другие, впрочем - те же Fleischmann... У нас эти вагоны часто попадаются в составе наборов Roco "8-teiliges Set Guterwagen, DB" (артикул 44002) с маркировкой DB К 25 и бортовым номером 347 342. И в виде отдельных вагонов, например - Klappdeckelwagen der OBB (артикул 56079) с маркировкой австрийской OBB К и бортовым номером 534 475.

Piko ранее тоже производили такой вагон, это Klappdeckelwagen (артикул 5-6432-010) с маркировкой DR Km (Kmm) и бортовым номером 21 MC RIV 50 DR 560 2 094 - 98.


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...