Вагоны: пассажирские типа UIC-Y производства ГДР

Как западногерманский Бундесбан (DB), так и восточногерманский Рейхсбан (DR), столкнулись после второй мировой войны с существенной нехваткой вагонов, а затем - со старением имеющегося парка. Парк состоял из вагонов со всех возможных частей Европы, там ходили еще даже немецкие вагоны прусских и саксонских типов, которым было уже куда более полувека, а также множество вагонов периода DRG (с начала 1920-х до 1945 года). Особенно остро проблема встала к началу 1970-х годов в ГДР.

Ограниченные ресурсы и изолированность экономики ГДР привели к тому, что там имелось крайне небольшое количество современных скоростных вагонов (экспресс-вагонов), пригодных для использования за рубежом и в составе поездов Interzonenzugen (так назывались поезда, курсировавшие между ФРГ и ГДР). В связи с чем Рейхсбан ГДР приступил к обновлению довоенных скоростных вагонов. Были созданы более или менее стандартные планы, образцы для такой модернизации (Modernisierungsbauart). Первоначально для их изготовления использовались рамы, тележки и тормозные системы старых вагонов, меняли только "надстройку". Вес вагонов колебался от 34 до 40 тонн, и вагоны имели разную длину (поскольку рамы-то были старые и разные). В общем, они с трудом отвечал международным стандартам UIC, которые уже были приняты в Европе.

В рамках усилий по созданию единого пула вагонов в Европе UIC (Международный союз железных дорог) в начале 1960-х годов начал разработку определенных стандартов. Это были вагоны типов X и Z длиной 26,4 метра и типа Y (UIC-Y-Wagen) длиной 24,5 метра. Надо заметить, что в последнем случае именно такая длина была принята по настоянию ГДР, став стандартом сначала в Восточной Европе, а затем в странах Западной Европы. Причиной было то, что ГДР-овские предприятия по техническим причинам не были готовы делать вагоны большей длины. А поскольку заводы ГДР тогда были основным поставщиком пассажирских вагонов из социалистических стран, пришлось выполнить их просьбу.

В итоге в ГДР начали разработку нового семейства пассажирских вагонов. Эти новые вагоны длиной 24,5 метра, соответствовавшие стандартам UIC-Y (UIC-Y-Wagen), начали вводить в эксплуатацию в ГДР с 1962 года. Они поставлялись и в другие страны восточного блока. Они почти все были построены на предприятии VEB Waggonbau Bautzen, и поэтому часто упоминаются как Bautzener Wagen.

Существует три их типа: B (OSJD), Y и Y/B 70. Вагоны соответствуют спецификациям UIC (Международный союз железных дорог) для вагонов RIC (Международное соглашение по обмену вагонами), которые могут использоваться на международном уровне, и применявшимся в рамках стран социалистического лагеря стандартам ОСЖД (организация сотрудничества железных дорог).

Сначала был разработан вагон типа B. Он имел нужную длину, но многим нормам UIC (Международный союз железных дорог) все равно не соответствовал. Потому как делали его, в общем, ориентируясь еще и на нормы ОСЖД, которые отличались от международных.

Первая серия из 48 вагонов второго класса Bg (позже Bme) была поставлена в 1962 году. В 1963 году было построено 27 вагонов совмещеного (первого и второго) класса ABg и 21 вагон второго класса Bg. В 1964 году было поставлено 18 вагонов первого класса типа Ag, еще 15 - ABg и 32 - Bcg.

Так как эти вагоны не полностью соответствовали стандартам UIC, то на их базе были разработаны уже вагоны типа Y. Главной особенностью типа Y стала разработка усиленной защиты от столкновения. Кузов стал шире (незначительно) - 2882 мм. Они имели навесные откидные двери на входе и на троцах, двойные раздвижные двери при выходе в тамбур. Окна имели ширину 1200 мм. Были использованы тележки Gorlitz V с диаметром колеса 950 мм. Кузов был изготовлен целиком из стали.

Вагоны UIC-Y-Wagen начали поставляться с 1966 года. С 1966 по 1970 год было построено 22 вагона первого класса Age, 66 вагонов совмещеного (первого и второго) класса ABge и 142 вагона второго класса Bge. Также был изготовлен в качестве эксперимента вагон Bg с корпусом из нержавейки.

В дальнейшем и эта конструкция была усовершенствована, что привело к появлению уже с 1969 года вагонов Y/B-70. Самым ярким "моментом" новых вагонов стали новые тележки Gorlitz VI и, в связи с этим, повышенная скорость. Первоначально вагоны Y с Gorlitz V имели максимальную скорость 140 км / ч, а теперь она увеличилась до 160 км / ч.

Вагоны использовались в экспресс-поездах немецкого рейхсбана (ГДР). До 1980-х годов они входили в состав транзитных поездов Западный Берлин - Западная Германия (Interzonenzuge) и других международных поездов дальнего следования. В 1980-х годах они уже стали частично заменяться.

После объединения Германии многие вагоны Y еще некоторое время оставались на службе DB. После 1992 года обозначения таких вагонов изменились на A, B, AB и Bc без дополнительных вспомогательных знаков. Создание этих вагонов было, в основном, завершено в середине 1990-х годов. Они используются до сих пор.

Компании Tillig, Roco, Acme выпускала модель вагона типа Y в масштабе H0 (1:87); например, у Roco ныне доступны, в основном, модели вагонов Y/B-70. Например "Schnellzugwagen 1./2. Klasse Bauart Y-B/70 der DR", артикул 40360.

Модель с внутренней отделкой, можно сделать внутреннее освещение, оборудована NEM-шахтами, динна 282,5 мм. Принадлежность - DR (Deutsche Reichsbahn), эпоха IV (четвертая, 1970 - 1990).


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...