Вагоны: крытые вагоны для перевозки скота V23 и V63

Крытый вагон - тип грузового вагона, закрытый со всех сторон. Предназначен для обеспечения сохранности перевозимого груза в неблагоприятных метеоусловиях, защиты от кражи и механических повреждений.

Крытые вагоны бывают универсальные (предназначаются для перевозки тарно-упаковочных, штучных, сыпучих грузов; могут использоваться для перевозки людей после переоборудования и тогда иногда называются "теплушками"), специальные (предназначаются для перевозки скота и птицы, легковых автомобилей, бумаги в рулонах, холоднокатаной стали в рулонах и пачках, апатитового концентрата и других грузов).

Вагон для перевозки скота, он же скотовоз или скотник - товарный крытый вагон специального назначения с вентиляционными отверстиями в продольных стенах кузова вагона в виде просветов между обшивочными досками или же специальных люков. Внутри вдоль стен устраиваются кормушки для крупного рогатого скота и устанавливаются оцинкованные корыта для водопоя. Под кузовом или потолком вагона находятся отсеки для хранения запасов корма; кроме того, под потолком имеется резервуар для хранения запаса воды, откуда она поступает по специальному водопроводу в оцинкованные корыта. Пол устраивается легко поддающимся очистке и не впитывающим влагу; для стока жидкости в нем просверливаются отверстия. Вагоны для перевозки мелкого скота — двухэтажные; двери в них устраиваются в продольных стенах каждого этажа.

До 1880 года потери животных при перевозке были достаточно высокими, тогда в Германии для перевозки крупного рогатого скота использовались открытые либо закрытые грузовые вагоны стандартного типа, для мелкого скота уже в XIX веке были разработаны специальные вагоны. Они и создавались на основе стандартных крытых грузовых вагонов. Так, примерно 2000 вагонов было построено примерно с 1913 по 1927 год по стандартным чертежам образца A8 Государственной Немецкой Железнодорожной Вагонной Ассоциации (Deutschen Staatsbahnwagenverbandes, DWV). Королевская Саксонская государственная железная дорога уже с 1913 года использовала их.

Их грузовое пространство оптимально использовалось для перевозки свиней, телят, овец, коз, домашней птицы - их загружали на два уровня. В некоторых вагонах были установлены дополнительные промежуточные уровни для перевозки домашней птицы. Автомобильные кузова этих грузовых вагонов напоминали, по сути, деревянный сарай. Щели между досками стен обеспечивали хорошую вентиляцию. Внутри вагона была расположена открытая емкость для воды - обычно 1300 литров.

Эти 15-тонные вагоны для перевозки мелкого скота (Kleinviehwagen) с тормозной будкой в Государственной Немецкой Железнодорожной Вагонной Ассоциации (Deutschen Staatsbahnwagenverbandes, DWV, дизайн Verbandsbauart) с 1909 по 1921 годы имели маркировку маркировку Vemgz или Venmz. У больших вагонов Vemgz была колесная база 4 метра, длина по буферам 8,55 м, площадь загрузки одного уровня - 18,2 квадратных метра, нормальная грузоподъемность 15 тонн и максимальная грузоподъемность 15,75 тонны. Небольшие вагоны для скота, строившиеся также в соответствии с образцом A8, не имели тормозной будки и ручного тормоза (вспомогательный знак n). Они получили маркировку Venmz. И имели другую длину по буферам - 8,25 метров. И в том и в другом варианте вагоны образца A8 были с плоской крышей. В Deutschen Reichsbahn (DR) и в Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft (DRG) с 1922 по 1945 годы обе разновидности маркировались как V Altona (по названию пригорода Гамбурга), правда, некоторые вагоны (приспособленные для перевозки птицы) обозначались дополнительной буквой "g", c 1933 года они строились не как двух- а, а как четырехуровневые (гусиные вагоны). В 1937 году, после принятия "Закона Большого Гамбурга" (Gross-Hamburg-Gesetz, 1937), Альтона был включен в состав Гамбурга. И вагоны эти с 1937 года стали обозначать как V Hamburg. После войны в западногерманском Бундесбане DB их маркировали как V14, в восточногерманском Рейхсбане DR как V23.

С 1927 года эти вагоны стали делать по чертежам образца Austauschbau (взаимозаменяемый дизайн). Их поставили на самую "популярную" ходовую часть, точно такую же, как и у крытых грузовых вагонов типа Gr Kassel. Крыша их стала куполообразной, технические характеристики изменились. Максимальная грузоподъемность стала 17,5 тонн (нормальная осталась 15 тонн). Их длина по буферам составляла теперь 9100 мм без тормозной будки и 9800 мм с оной. Колесная база стала 4500 мм, и вагоны были приспособлены для легкого перехода на широкую (русскую) колею. Таких вагонов было построено около 320 штук. Нумеровались они в диапазоне от 80001 до 80654. С 1937 года их тоже стали обозначать как V Hamburg. После войны в западногерманском Бундесбане DB и в восточногерманском Рейхсбане DR маркировали одинаково, как V23.

Развитие скотовозов образца Austauschbau с 1935 по 1937 год было продолжено созданием ничтожно малого числа (по некоторым данным - 27 штук) сварных (Geschweister Bauart) экземпляров, исключительно без ручного тормоза. Эти редкие вагоны обозначались до 1937 года как V Altona (Geschweister), затем как Hamburg (Geschweister), затем после войны в западногерманском Бундесбане DB их маркировали как V33, в восточногерманском Рейхсбане DR как V23. Из особенностей - у них была раздвижная дверь шириной 1,61 метра. На этом история развития скотовозов этой линейки заканчивается.

В ФРГ (DB) вагоны типа V23 и V33 c 1960 года были в основном выведены из эксплуатации в большей степени, их части использовали в новой программе строительства более современных вагонов, в рамках которой с 1960 по 1961 годы были созданы вагоны V63 (они же Vlmmhs 63 или Hes442). Комбинируя при их постройке части и узлы в том числе и упомянутых выше вагонов (Vh04, V14, V23, V90 и V33), для них использовали ходовую часть грузовых вагонов Glme(h)s 50. Таким образом их сделали 650 штук. Это был и есть единственный скотовоз, разработанный для DB.

К группе V относились двухосные вагоны со средней грузоподъемностью 21.0 - 21.5 тонны , с решетчатыми стенками, двухуровневые, со сводчатой крышей. "l" - означала площадь полезной загрузки 30.5 квадратных метров для каждого уровня; комбинация "mm" свидетельствует о грузоподъемности более 21 тонны (Vlmmhs 63 максимально могли "поднять" 25 тонн); "h" - наличие паропровода; "s" - разрешена транспортировка со скоростью до 100 километров в час. Вагон имел собственный вес 15 тонн, длинну по буферам 13 метров, колесную базу 6.8 метров. Характерной внешней особенностью был трапециевидный шпренгель под рамой.

С введением классификации UIC Международного союза железных дорог (UIC, International Union of Railways, Union Internationale des Chemins de fer) с 1965 - 1966 года эти вагоны этого типа обозначали буквой "H" (Hes442, а также Hbes358 и позже Hes358). Поскольку перевозки скота по железной дороге снижались, около 200 вагонов было перестроено в обычне товарные Glmehs 57. Вагоны типа Hes использовали до 1992 года. В настоящее время скотовозы почти не используют, так как перевозка животных автотранспортом более удобна.

Модель такого вагона имеется с 1995 года у фирмы Roco (артикул 66875) с маркировкой DB 332 366 и обозначением Vlmmhs 63 (вид до 1966 года); позже появилась модель с маркировкой 21 RIV 80 DB 210 4030-6 Hes с указанной датой ревизии 10.3.84 (вид после 1966 года).

Прототипом для моделей фирмы Piko служил крытый вагон для перевозки скота с куполообразной крышей - V23, дизайн Austauschbau, на заклепках. Еще во времена ГДР выпускалась модель Piko Verschlagwagen V23 (артикул 5/6447-010) с бортовым номером 23-01-18 с принадлежностью к восточногерманскому Рейхсбану (DR), и судя по маркировке, относящаяся к третьей (III) эпохе, точнее, к периоду с 1945 по 1964 год.

Ещё одна модель той же эпохи и той же принадлежности (DR), но более современная -модель Piko Verschlagwagen V23 (артикул 54033) с бортовым номером 23-01-32. Обе модели (54033 и 5/6447/010) - без томозной будки, их длина по буферам 105 мм.

Современная, и доступная еще и в 2017 году модель Piko Verschlagwagen V23 (артикул 54869) с тормозной будкой и бортовым номером 33-02-71 имеет принадлежность к Бундесбану (DB) также относится к третьей (III) эпохе, точнее, к периоду с 1954 по 1960 год. Предположительно, не ранее 1954 года. Ибо вагоны DB начали перекрашивать в коричневый цвет из зеленого между 1954 годом и февралем 1956 года.

Эта модель имеет такие характеристики:

Длина - 112 мм, радиус поворота 358 мм
Шахты - NEM
Кинематика - короткая (МБС), механизм близкого сцепления


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...