Локомотивы: электровоз Taurus

Годы постройки: 1999 - 2006 (Taurus I и II) 2005 - 2008 (Taurus III)
Колесная формула: Bo'Bo'-el
Ширина колеи: 1435 мм
Вес: 86 тонн (Taurus I и II) 87 тонн (Taurus III)
Максимальная скорость: 230 км/ч
Длина: 19280 мм
Высота: 4375 мм
Ширина: 3000 мм
Диаметр колеса: 1150/1070 мм
Количество тяговых двигателей: 4
Мощность: 8,600 л.с.
Производитель: Krauss-Maffei, Siemens

Электровоз - это неавтономный локомотив, приводимый в движение установленными на нем электродвигателями, питаемыми электроэнергией из внешней контактной сети, реже - от бортовых аккумуляторов. Они разделяются по назначению на пассажирские, грузовые, грузопассажирские (универсальные), маневровые, промышленные. А также по типу питания (постоянный или переменный ток), типу тягового привода, типу двигателя, типу системы торможения и разного рода другим конструктивным особенностям.

Данный локомотив - представитель семейства Siemens EuroSprinter ES64 (в которое входят ES64F, он же немецкий BR 152; ES64F4, он же немецкий BR 189 и ES64U2(4), он же австрийский Taurus). Эти машины создавались по новой концепции - один локомотив для всей Европы.

Siemens EuroSprinter - семейство электровозов, реализованное на модульной концепции локомотивов для европейского рынка, производимых компанией Siemens AG. Внутреннее именование локомотивов в компании - ES 64, где ES для EuroSprinter, а число 64 указывает мощность - 6400 киловатт. Всего (включая прототип ES64P), была построена ровно тысяча локомотивов семейства Siemens Eurosprinter, которые эксплуатируются в десяти странах. Помимо серии ES64, данный электровоз стал родоначальником серий греческих, испанских и португальских локомотивов.

В начале 90-х годов немецкие железные дороги нуждались в новом грузовом локомотиве для тяжелых составов, так как Е50 к этому времени устарел окончательно, а машины из ГДР не отвечали западным требованиям. В связи с устареванием парка стандартных электровозов Deutsche Bahn AG планировала заменять их на электровозы новых серий. Был объявлен конкурс, в котором победили Krauss-Maffei совместно с Siemens, со своим локомотивом ES64. Прототипом для новых электровозов стали электровозы 252 серии выпущенные для испанской RENFE в 1991 году.

Это был локомотив для вождения тяжёлых поездов, при этом обладающий высокой скоростью. Он комплектовался асинхронными двигателями со свободным подвешиванием, тиристорными преобразователями напряжения, оригинальной системой торможения, основанной на рекуперации и дисковых тормозах, при этом диски расположены не на оси колесных пар, а на отдельных тормозных валах и комплектуются надежной системой охлаждения, вынесенной на крышу. Тяговый трансформатор расположен максимально низко, что позволило разместить на электровозе удобный проход из одной кабины в другую. При этом электровоз отвечал новой концепции – один локомотив для всей Европы. Машина и имя получила соответствующие EuroSprinter. А вся задуманная серия получила кодировку ES64(P)(F)(U)(2)(4) – EuroSprinter мощностью 6400 кВт, где буквы P – прототип, F – грузовой, U – универсальный, а цифры в конце указывают количество рабочих напряжений.

В конце 1995 года было начато серийное производство первого ES64 - ES64F, получившего обозначение BR 152. Но BR 152, разработанный ещё в начале 90-х, так и не стал настоящим общеевропейским локомотивом. Не всех устроили его характеристики.

В частности, безуспешной оказалась попытка заключить контракт с австрийцами, которых не устроили некоторые характеристика ES64F - и они объявили отдельный конкурс на поставку для своих дорог четырёхсот многоцелевых электровозов. Сами автрийцы ранее тоже предпринимали попытки сделать свой сильно устаревший парк электровозов современнее, но у них они выходили слишком дорогими. На конкурс подали заявки шесть производителей или консорциумов производителей. Это были Adtranz, Siemens, Ansaldo, консорциум GEC Alstom - Elin, консорциум Siemens - Adtranz и консорциум SLM - Adtranz. В июле 1997 года контракт был заключен с Siemens, поскольку их предложение было на 0,8% дешевле, чем у ближайшего конкурента - Adtranz. Цена за локомотив составила 2,63 миллиона евро, общий объем заказа составил 197 миллионов евро. Так и родился следующий EuroSprinter - ES64U2.

Кстати, к 1999 году локомотивное подразделение Krauss-Maffei полностью влилось в Siemens который стал единоличным хозяином серии EuroSprinter и вышел на рынок как самостоятельный производитель - Siemens Transportation Systems.

Первый ES64U2 для OBB был официально представлен 12 июля 1999 года. С января 2000 года ES64U2 уже фактически эксплуатировались в Австрии, хотя только 18 января 2001 года главное управление железных дорог Австрии официально утвердило этот факт.

Ключевой особенностью Siemens ES64U2 стала возможность работы на переменном токе двух напряжений: 15 и 25 кВ. Впрочем, часть машин была построена только для напряжения 15 кВ. Локомотив способен развивать максимальную скорость во главе пассажирского состава до 230 км/ч, а товарного (с грузом весом более 1600 тонн) - 120 км/ч. Он имеет максимальную мощность 8600 л/с, но кратковременно (не более пяти минут) может развить 9400 л/с. В отличии от локомотивов серии F на всей серии U использовался втулочно-пружинный привод.


А вообще, Siemens ES64U2, наверное, один из самых необычных электровозов, так как во время старта этот локомотив "исполняет музыку". Это, правда, все-лишь "перебор ладов" (конкретно - дорийского лада). Такой эффектный запуск достигается за счет преобразователей в трехфазном двигателе электровоза: звуковой сигнал это двойная тактовая частота импульсных инверторов, которая повышается шаг за шагом (в целых тонах и полутонах в двух октавах). Преемник данного электровоза (ES64U4) был лишен такой особенности.

Всего в 1999 - 2006 годах построено 429 штуки ES64U2. Локомотив был сертифицирован для эксплуатации в Германии, Австрии, Венгрии, Чехии, Швейцарии и Словакии. Но основным заказчиком для ES64U2 стала австрийская государственная железнодорожная компания OBB, для которой было построено 332 электровоза двух модификаций. OBB 1016, выпущенный в количестве пятидесяти машин, может работать только на напряжении 15 кВ, тогда как остальные 282, обозначенные OBB 1116 - двухсистемные. В OBB локомотив носит защищенное наименование Taurus (латинское слово "бык" - в мифологии бык является символом власти) - Taurus I и Taurus II соответственно. Номера - 1016 001–050, 1116 001–282.

Локомотивы серии ES64U2 оснащены двумя пантографами. Единственным исключением являются первые 25 локомотивов серии 1116, поставляемые с тремя пантографами. Третий пантограф делали специально для эксплуатации в Венгрии, но он был вскоре демонтирован, так как венгерские государственные железные дороги наконец-то адаптировали свою контактную сеть. А вот ушедшие позже в Швейцарию локомотивы 1116 с 201 по 223 снова получили третий пантограф в соответствии со швейцарским стандартом. Позднее некоторые локомотивы были оборудованы третьим пантографом для планируемой эксплуатации в Хорватии.

В Австрии железнодорожный транспорт без этих электровозов был бы немыслим: почти все пассажирские поезда дальнего следования, большая часть грузовых поездов и даже некоторые региональные поезда обслуживаются локомотивами Taurus. Эти электровозы и сейчас играют основную роль в железнодорожном движении страны. Фирменные скоростные поезда Railjet, одни из быстрейших в мире поездов на локомотивной тяге, также водят электровозы Taurus. География работы Taurus не ограничивается одной Австрией: грузовые поезда, ведомые этими локомотивами, заходят в Германию, Швейцарию, Венгрию, Хорватию, Румынию и Болгарию, а в середине 2014 года австрийские машины начали работу на прямом маршруте из немецкого Дуйсбурга до границы Болгарии и Турции. Позже география использования была расширена за счет Словакии.

В 2000 - 2004 годах Siemens построила и для своего подразделения Dispolok пятьдесят два ES64U2, которые позднее вместе с Dispolok были проданы японской Mitsui Rail Capital Europe. Номера - 001–033, 060–074, 080–082, 095–099. Эти машины часто сдаются в аренду или в лизинг, и их тоже можно увидеть не только в Германии, но и в Швейцарии, Австрии, Болгарии, Австрии и Венгрии. После 2018 года уже 60 локомотивов этого типа принадлежат Dispolok и сдаются в аренду различным железнодорожным компаниям - NetLog / boxXpress.de, HKX, Hupac AG, Rail4captrain, RBH Logistics и TX Logistik.

Немецкие железные дороги тоже купили в 2001 году двадцать пять ES64U2, назвав их BR 182, в качестве замены так и не построенным BR 152 для вождения грузовых поездов с заездом в Австрию. В DB эти локомотивы имели номера 182 001 – 025. Так как подразделение Railion (сейчас - DB Schenker) занимается исключительно грузовыми перевозками, использование скоростных локомотивов считалось нецелесообразным. Когда в 2008 году из-за мирового финансового кризиса упали объёмы грузоперевозок в Германии, BR 182 перевели в подразделение DB Regio, где они, после небольшой модернизации, включающей в себя установку маршрутного табло, занялись региональными пассажирскими перевозками. Кроме того, два ES64U2 были построены для частной фирмы MWB. Ныне в Германии эти локомотивы таскают грузовые и междугородние пессажирские поезда, в основном между Пассау и Ингольштадтом / Гамбургом или между Зальцбургом и Франкфуртом-на-Майне.

В 2000 году швейцарская компания Hupac, занимающая трансальпийскими грузовыми железнодорожными перевозками, купила три ES64U2, ранее взятых в аренду у Dispolok. Эти электровозы имеют три пантографа. Номера - 100–102.

В 2002 году венгерская государственная железнодорожная компания MAV купила десять электровозов ES64U2, обозначенных 1047 sorozat (с 2011 года - 470 sorozat). Они имели номера 470 001–010. Эти локомотивы сертифицированы для использовании на территории Венгрии, Австрии и Германии. Основная их сфера деятельности - вождение пассажирских и грузовых поездов между Будапештом и Веной.

Кроме того, в 2005 году пять локомотивов серии 1116 купила компания GySEV (Gyor-Sopron-Ebenfurth Railway Corp), также использующая их в разнообразном магистральном движении между Венгрией и Австрией (там они обозначались как Class 1047 470 501–505). К середине декабря 2015 года договор аренды закончился, и арендованные локомотивы вернулся в OBB.

Летом 2008 года многие локомотивы Taurus получили дизайн в честь чемпионата Европы по футболу 2008 года.

С декабря 2008 года для компании Rail Cargo Hungaria выделено 20 локомотивов, это 1116 001–012, 014, 015, 041 и 045–049.

В 2010 году шведская фирма Hector Rail купила семь принадлежавших MRCE электровозов, построенных в период с 2000 по 2002 год, обозначив их Type 242. Они имели номера 242 502-504 516-517 531-532. Используются они, главным образом, в грузовом движении. Они имеют лицензии на эксплуатацию в Германии, Швейцарии, Дании и Швеции.

Кроме того, несколько лет назад в Румынию и Болгарию планировались маршруты локомотивов 1116 во главе грузовых поездов. С середины 2014 года они даже ходили до турецкой пограничной станции Капикуле.

С 2014 года OBB работает над тем, чтобы локомотивы серии 1116 "прижились" в Хорватии. В Загребе планировалось разместить несколько локомотивов, которые будут водить грузовые поезда между Венгрией и портом в Риеке. Локомотив 1116 021 был оборудован специально для Хорватии третьим пантографом. В конце 2014 года все локомотивы серии 1116, работавшие в Румынии и Болгарии также получили третий пантограф из-за Хорватии. К октябрю 2016 года компания Rail Cargo Hungaria запустила уже три локомтива в Хорватии, первоначально это был локомотив с номером 1116 021, а затем 022 и 023.

В Словакии класс 1116 не могли долго запустить из-за проблем с совместимостью параметров контактной сети и автоматики, которые были преодолены в ноябре 2015 года и 1116 049 впервые протащил там грузовой поезд RailCargoGroup. Регулярное использование локомотивов, однако, началось в Словакии только 19 ноября 2018 года с аренды 1116 041 для RailCargoCarrier Slovakia (RCC-SK). С тех пор этот локомотив и используется в Словакии RCC-SK.

Компания Flixmobility использует Siemens Taurus в своих фирменных цветах в качестве локомотива для своих поездов на маршруте Кельн-Гамбург с 24 марта 2018 года.

В результате расширения мощностей дочерней грузовой компании OBB RailCargoGroup, сфера деятельности за рубежом растет. По состоянию на 2018 год примерно 10 локомотивов серии 1016 были официально сданы в аренду RailCargoGermany, где они в основном работали на маршрутах между Ингольштадтом и Бремерхафеном. Но через год эти локомотивы вернулись в Австрию, поскольку количество предоставляемых услуг в Германии сократилось.

Не обошлось в истории Тауруса и без аварий - даже с человеческими жертвами... Вечером 6 февраля 2007 года на железной дороге Будапешт-Хегьешалом произошло столкновение между грузовым поездом и поездом EURegio 9438, который шёл в главе с локомотивом 1116 017. EURegio со скоростью чуть ниже 100 км / ч столкнулся с хвостовым вагоном (платформой) грузового поезда. Локомотив был почти разрушен, погиб один человек (машинист Euregio) и четверо получили ранения. 22 февраля 2007 года 1116 017 был доставлен в Австрию. В главной мастерской Линца поврежденный локомотив был списан после того, как с него сняли все еще пригодные для использования детали. Впоследствии было решено заказать у Siemens три новых корпуса, один из которых был использован для реконструкции уже списанного 1116 017. 7 декабря 2009 года реконструированный 1116 017II совершил первую поездку между Санкт-Валентином и Линцем. 18 мая 2007 года 1116 062, сданный в аренду компании GySEV, сошел с рельсов со скоростью около 140 км / ч. Никто не пострадал. В Линце его тоже восстановили и возвратили в строй как 1116 062II. GySEV получила замену сразу после аварии в виде 1116 060. В ночь с 16 на 17 июня 2010 года произошла ещё одна авария с тяжелым поездом, который вел локомотив 1116 173. Проблемы с торможением привели к двухкратному превышению скорости на повороте - и в районе станции Braz произошел сход поезда с рельс, был нанесен ущерб разному имуществу на семь миллионов евро, был ранен водитель и вышел из строя локомотив. Его также доставили в главную мастерскую Линца. В середине 2014 года "новый" 1116 173II, восстановленный с использованием последних резервов, был снова введен в эксплуатацию. Вечером 23 декабря 2013 года локомотив 1116 212, который вел RJ 165 из Цюриха в Будапешт, столкнулся возле Дьёра с машиной на железнодорожном переезде. Локомотив загорелся сразу, передняя кабина выгорела полностью, электроника была сильно повреждена. Вечером 1 августа 2014 года локомотив 1116 074 столкнулся с EuroCity 216, который направлялся из Граца в Саарбрюккен, на низкой скорости в районе станции главной станции Мангейма. Два вагона EuroCity разбились сбоку, в результате 35 человек получили ранения, в том числе четыре - серьезные. Локомотив 1116 074, который вёл грузовой поезд из Дуйсбурга в Шопрон, тоже сошёл с рельсов, но остался в вертикальном положении и получил лишь незначительные повреждения.

Универсальный скоростной электровоз ES64U4 является дальнейшим развитием ES64U2, отличаясь от последнего несколько увеличенными размерами и возможностью питания от четырёх разных систем электрификации - всех, которые используются в Европе. Пятьдесят локомотивов, названных OBB 1216 Taurus III, построены в 2005 - 2008 годах для транспортного коридора, связывающего Австрию и Германию с Италией и странами Восточной Европы, что потребовало использования трёхсистемного электровоза, так как в Чехии, Словакии и Словении железные дороги электрифицированы постоянным током с напряжением 3 кВ.

Это повлекло за собой увеличение массы локомотива, и чтобы удержать её в разумных пределах на 2,5 тонны был облегчён тяговой трансформатор, что привело к некоторому снижению мощности длительного режима. По сути, это четырехсистемный локомотив отчасти на основе разработок семейства Taurus (механическая часть), а отчасти - на основе BR 189 (электрическая часть). ES 64 U4 является частью крупного контракта по модернизации подвижного состава, заключённым OBB с Siemens. При заключении контракта наих производство Siemens согласился аннулировать ранний заказ на 68 локомотивов серии 1116, и построить вместо них уже сразу 50 новых и более дорогих локомотивов серии 1216 различных модификаций, а разница в количестве (18 локомотивов) должна была компенсировать дополнительные затраты. Siemens первыми поставил локомотивы с номерами 1216.001 - 003, а также тестовый локомотив 1216.050 (перемаркированный позже в OBB в 1216.025). ES64U4 является самым быстрым в мире локомотивом, 2 сентября 2006 года построенный для австрийских железных дорог OBB 1216 развил скорость 357 км/ч на линии Нюрнберг - Ингольштадт около Хильпольтштайна. Эксплуатационная скорость, как и у ES64U2, составляет 230 км/ч.

Были введены в эксплуатацию три варианта: итальянские локомотивы 1216.001-025, чешские локомотивы 1216.226-240 и словенские локомотивы 1216.141-150.

С 2011 года Taurus III водят скоростные поезда Railjet по маршрутам Прага - Вена - Грац и Вена - Филлах, причём частью поездов, связывающих стоили Австрии и Чехии, оперирует чешская компания CD. Кроме того, частным австрийским владельцам принадлежат ещё шестнадцать OBB 1216.

Словенские железные дороги в 2005 - 2009 годах приобрели 32 ES64U4 (обозначаются там как SZ 541). Как и у австрийских электровозов, у словенских SZ 541 возможность питания от напряжения 1,5 кВ постоянного тока не используются.

Государственными железными дорогами Германии ES64U4 не закупались, но частные компании Arriva и MGW Service приобрели шесть машин в 2007 - 2009 годах. Там они обозначены как BR 183. Внешне они ничем не отличаются от оригинального ES64U4, но являются двухсистемными и могут работать как в Германии (сеть - 15 kV 16.7 Hz AC) и Чехии (сеть - 25 kV 50 Hz AC). Компания Arriva приобрела чистый двухсистемный вариант для поездов Alex.

В 2008 - 2009 годах польская государственная железнодорожная компания PKP купила у Siemens десять ES64U4, назвав их EU44 Husarz. Эти локомотивы используются в работе с пассажирскими поездами дальнего следования.

С конца 2005 года пять локомотивов были оборудованы для эксплуатации в Болгарии, Турции, Сербии и Хорватии.

В 2011 году итальянские компании Ferrovie Udine Cividale и In Rail купили по два электровоза для грузовой работы, названные E 190.

Известные производители выпускали модели этого локомотива в масштабе H0: Marklin, Piko, Roco... До сих пор (2019 год) в ассортименте Piko есть, напрмер, стартовые наборы, в которые входит этот электровоз. Вероятно, самый распространенный и популярный - это стартовый набор с артикулом 57170 "Грузовой состав OBB". Входящий в комплект электровоз оборудован внешним освещением (белый свет вперед и назад по ходу движения), пантографами и оснащён разъёмом для установки декодера цифровой системы управления (интерфейс NEM 652). Модель имеет длину по буферам 221 мм. Минимальный проходимый радиус - 358 мм. Принадлежность - OBB, эпоха V (пятая).

Также в ассортименте Piko имеются стартовые наборы "PKP Intercity Taurus VI" (артикул 59002),"PKP Taurus V IC" (артикул 59024), "OBB Taurus V" (артикул 59026), "OBB Taurus IC" (артикул 96947), "PKP Taurus IC Passenger Starter Set" (артикул 97906).

Отдельно моделей этого локомотива с разной принадлежностьюю и маркировкой тоже более, чем достаточно: "Taurus DB" (артикул 57916), "Taurus Flixtrain VI" (артикул 57816), "Taurus 1016 CSKD/Intrans VI" (артикул 57818), "Taurus OBB V" (артикул 57819), "Rh 1116 Taurus OBB V" (артикул 57822), "Rh 242 Taurus „Hectorrail“ VI" (артикул 57823), "Taurus Flixtrain VI" (артикул 57824), "Taurus DB VI" (артикул 57916), "Taurus 1016 CSKD/Intrans VI" (артикул 57918), "Taurus OBB V" (артикул 57919), "Rh 1116 Taurus OBB V" (артикул 57922), "Rh 242 Taurus „Hectorrail“ VI" (артикул 57923), "Taurus Flixtrain VI" (артикул 57924), "Taurus BR 183 ARRIVA alex VI" (артикул 59804), "Taurus 1216 955 WLC Roland VI" (артикул 59811), "Taurus RailAdventure VI" (артикул 59818), "Rh 1216 OBB VI 4 Pantographs" (артикул 59900), "Taurus Husarz PKP IC" (артикул 59917), "Taurus RailAdventure VI" (артикул 59918)...

Первые модели Taurus III (серия 1216) были выпущены компанией Roco десять лет назад и с тех пор они также выпускают различные новые версии. Одна из последних (2019) - это локомотив, принадлежащий итальянской компании Railjet. Модель с маркировкой 1216 017-4 выпускается как в аналоговой версии (артикул 73247), в цифровой версии со звуком для постоянного тока (73248), и цифровая со звуком для переменного тока (73249).


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...