Локомотивы: тепловоз Hercules

Производитель: Siemens (Германия)
Год постройки: 2002 - 2011
Колея: 1435 мм (для ER20 CF - 1,520 мм)
Осевая формула: Bo’Bo’ (для ER20 CF - Co'Co')
Масса: 80 тонн (для ER20 CF - 135.7 тонн)
Длина по буферам: 19.275 мм
Ширина: 2870 мм
Диаметр ведущих колес: 1100 мм
Тяговое усилие: 235 кН (для ER20 CF - 450 кН)
Передача: дизель-электрическая
Мощность: 2350 л/с (для ER20 CF - 2700 л/с)
Максимальная скорость: 140 км/ч (для ER20 CF - 120 км/ч)

Тепловоз - автономный локомотив c двигателем внутреннего сгорания, чаще всего дизельным, энергия которого передаётся на колёсные пары через силовую передачу - электрическую (дизель-электровоз), гидравлическую или механическую. Тепловозы классифицируются по типу передачи и по роду службы. В последнем случае различают тепловозы поездные, маневровые и промышленные. В свою очередь среди поездных, или магистральных, выделяют грузовые, пассажирские и грузопассажирские. Назначение тепловоза определяется его техническими характеристиками — так, для грузовых тепловозов важна в первую очередь значительная сила тяги, тогда как пассажирским нужна высокая скорость.

Данный локомотив - представитель семейства Siemens EuroRunner. После успешного старта продаж электровоза Eurosprinter (в которое входят ES64F, он же немецкий BR 152; ES64F4, он же немецкий BR 189 и ES64U2(4), он же австрийский Taurus) компания Siemens решила не останавливаться на достигнутом и выйти на рынок магистральных тепловозов средней мощности. Серия EuroSprinter выпускалась больше 20 лет, но в середине этого срока, в 2002 году, когда стало определяться концепция модульности, в Siemens решили, что могут делать таким образом не только электровозы, но и тепловозы тоже. Так появилась серия EuroRunner, машины получили внутренний индекс ER20 – что означает просто-напросто "EuroRunner мощностью 2000 кВт." Первым клиентом, заинтересовавшимся в этой концепции, стали австрийские железные дороги (OBB), чей подвижной состав к концу 1990-х годов сильно устарел. В 1998 году между Siemens и OBB был заключён контракт на семьдесят машин плюс тридцать в опционе.

Базовая платформа нового семейства, получившего название Siemens ER20 Eurorunner, представляет собой четырёхосный универсальный тепловоз с электрической передачей. В качестве главного двигателя используется шестнадцатицилиндровый дизель MTU 16 V 4000 R41 мощностью 2350 л/с. В режиме холостого хода есть возможность прекращения подачи топлива в восемь цилиндров для экономии. Тяговое усилие составляет 235 кН. Тормозная система включает в себя как традиционный пневматический, так и электродинамический тормоз, способный заряжать аккумулятор за счёт энергии торможения. Тормозное усилие - 100 кН. Тепловоз получил тележки с полым валом и независимым подвешиванием электродвигателей рассчитанные на скорость 140 км/ч. Стартер тепловоза питался от суперконденсаторов, что позволяло не тратить заряд аккумулятора на пуск дизеля. Конструкция предусматривает два-три таких пуска независимо от основного аккумулятора.

Локомотив имеет модульную конструкцию. В частности, оборудование для электроотопления пассажирских вагонов устанавливается на отдельной раме, заказываемой опционально. Двигатель и электрооборудование размещены в съёмных модулях, которые сравнительно легко заменить. Локомотивы исключительно тихие, что было необходимо для соблюдения австрийских требований.

Всего в 2002 - 2011 годах построено 182 тепловоза по проекту Siemens ER20 Eurorunner, эксплуатирующиеся в восьми странах мира. Эта модель получила дальнейшее развитие в виде отдельных модификаций (Siemens ER20 (B) U / (B) F, ER20 CF). Например, ER20 BF - чисто грузовой вариант локомотива, без системы отопления вагонов.

Австрийские государственные железные дороги приобрели 100 локомотивов Eurorunner. В OBB локомотив получил обозначение OBB 2016 Hercules. Заказ был выполнен к 2005 году. Эти тепловозы преимущественно используются в грузовых перевозках внутри страны, однако нередко их можно увидеть в Германии и Венгрии. Кроме OBB, Hercules нашёл некоторое распространение и у частных компаний: Steiermarkische Landesbahnen в 2004 - 2005 годах купила три машины, LTE - четыре в 2004 - 2009 годах, Rail Transport Service - четыре в 2007 - 2011 годах и Stern & Hafferl - четыре в 2008 - 2011. Таким образом, в Австрии появилось 115 локомотивов Hercules, что сделало эту страну основным эксплуататором Siemens ER20 Eurorunner.

Германия стала только вторым заказчиком Eurorunner, при этом государственной компанией DB закупки вообще не производились. Первоначально этот локомотив планировалось обозначить BR 253, но в итоге ER20 получил в Германии название BR 223. Первым оператором стала дочерняя компания Siemens Dispolok, для которой в 2003 - 2006 годах было построено 15 ER20 (под этим названием - ER20 - они и эксплуатируются, серия BR 223 этим машинам никогда не присваивалась). Dispolok в 2006 году был продан японскому холдингу Mitsui и получил название MRCE. Их ER20 сдаются в лизинг различным компаниям и встречаются не только в Германии, но и в Австрии, Чехии и Словакии. Локомотивы MRCE имеют оборудование для вождения как грузовых, так и пассажирских поездов.

Среди других владельцев BR 223 в Германии числятся фирмы Pressnitztalbahn (купили 2 тепловоза в 2004 и 2005 годах), Eisenbahnen und Verkehrsbetriebe Elbe-Weser (4 в 2005 - 2007, имеют обозначение 420.1), Westfalische Landes-Eisenbahn (2 в 2006 - 2008), Osthannoversche Eisenbahnen (3 в 2007, названы OHE 27000), Alpha Trains (12 в 2007 для лизинга), Eisenbahngesellschaft Ostfriesland-Oldenburg (2 в 2009 - 2011), IntEgro Verkehr (2 в 2010 - 2011), LHG Service (1 в 2010) и Private Car Train (5 в 2010 - 2011). Кроме того, в 2007 году один тепловоз компания Siemens построила для себя в качестве технического демонстратора новых технологий для следующей модели, Vectron.

Позже для частных компаний был произведен ещё 81 грузовой локомотив, имеющий индекс ER20 BF, отличие от 2016 было в отсутствии системы энергоснабжения пассажирских вагонов, ионистров и увеличенном топливном баке.

Eurorunner используется, несмотря на название, не только в Европе. В 2003 году руководство китайской железной дороги Цзюлун - Гуанчжоу (Корпорация MTR), осуществляющей связь недавно вошедшего в состав КНР Гонконга с материковым Китаем, решило приобрести пять современных тепловозов для грузовых перевозок. Выбор китайцев пал на Eurorunner, уже успевший хорошо проявить себя в Австрии. Отличием от европейских машин стало наличие автосцепки, небольшой решётки на передней панели и системы дистанционного радиоуправления. Пять тепловозов, обозначенных Series 8000, были построены в 2003 году и поначалу использовались в грузовом движении, но из-за снижения грузопотока эти локомотивы в 2010 году были переведены на пассажирскую работу.

В 2005 году люксембургская лизинговая компания CB Rail купила три локомотива Eurorunner, обозначенных DE2000 для использования на территории Германии в региональных пассажирских перевозках. В 2010 году эти машины были проданы фирме Ascendos Rail Leasing.

На выставке InnoTrans 2010 чешская компания METRANS заключила с Siemens на строительство трёх тепловозов. Локомотивы, обозначенные Rada 761 и предназначенные для дальних контейнерных перевозок, имеют увеличенные топливные баки и чешские бортовые системы. Впоследствии были заказаны дополнительные машины, ещё несколько куплено у MRCE. Всего METRANS владеет восемью Rada 761.

В 2011 году румынская фирма Cargo Trans Vagon приобрела два Siemens Eurorunner для грузовых перевозок внутри страны.

В 2010 - 2011 годах словенская фирма Adria Transport купила два Eurorunner. Эти локомотивы водят грузовые поезда из порта Копер в Австрию.

1 октября 2013 года словацкая компания Express Rail купила один подержанный Eurorunner для грузовых перевозок. Он получил такое же название, как и чешские машины - Rada 761. Отличить можно по чёрно-белой окраске.

Британская лизинговая компания Angel Trains Cargo приобрела 12 таких локомотивов.

В 2005 году литовская национальная железнодорожная компания Lietuvos Gelezinkeliai в рамках программы модернизации заключила контракт с фирмой Siemens на 44 средних универсальных тепловоза. Основу локомотивного парка Литвы на тот момент составляли старые тепловозы М62 и 2М62 советской постройки, отличающиеся низкой экономичностью, небольшой мощностью и не соответствовавшие европейским требованиям по экологии. Новая машина должна была полностью обновить парк односекционных тепловозов. Литовским железным дорогам требовалось нечто особенное: ширина колеи составляет 1520 мм, габаритные размеры подвижного состава больше, чем в Западной Европе, а наличие автосцепок позволяет развивать тяговое усилие, более чем в два раза превосходящее таковое на железных дорогах за пределами постсоветского пространства в Европе. При необходимости автосцепку нужно было легко заменить на стандартный европейский буферный брус.

В 2007 году Siemens анонсировала варианты такого шестиосного локомотива (Co'Co'). ER20CF для литовских (как и ER24PC для иранских железных дорог, о которых речь пойдет ниже) Siemens официально не включает в серию EuroRunner. Литовский в отличие от оригинального EuroRunner имеет трёхосные тележки и рассчитан только на грузовое движение. Также изначально у ER20 была рама, спроектированная по старым нормам. Но на тепловозе для литовских дорог уже были предусмотрены так называемые краш-элементы, которые при столкновениях деформировались, поглощая энергию удара. В результате рама оставалась целой (без деформаций), а замены требовали только вышеназванные элементы.

Новый локомотив получил на литовских железных дорогах то же название, что и у производителя - ER20. Тепловоз имеет модульную конструкцию, оснащён современной микропроцессорной системой управления, асинхронными тяговыми электродвигателями с IBGT-транзисторами, российской системой безопасности КЛУБ-У, радиостанцией РВС (тоже российского производства), GPS-навигатором и туалетом. В удобной кабине имеется кондиционер, подогрев пола, термоконтейнер для еды и напитков. ER20 обслуживается одним машинистом. В 2007 - 2010 годах все 44 локомотива поступили в депо Радвилишкис (несколько машин приписано к Вильнюсу). Эти локомотивы, главным образом, водят тяжёлые грузовые поезда двойной тягой по маршрутам Кена - Клайпеда и Кена - Кибартай. Маркируются как серия LG ER20.

Иранские Республиканские железные дороги подписали в 2006 году с Siemens контракт на поставку 150 локомотивов для пассажирского движения. 30 тепловозов было произведено в Германии, а остальные 120 на совместном предприятии в Иране. Тепловозы имеют мощность 2400 кВт и максимальную скорость 160 км/ч. Серия ограниченна 150 машинами из-за политических мотивов, потребности иранских ЖД гораздо выше.

Производство Eurorunner прекратилось к 2012 году, его заменили дизельные версии локомотивов Siemens Vectron. Последний ER20 был поставлен в Adria Transport в Словении в 2012 году.

Производители моделей не обошли этот локомотив стороной. Скажем, Piko выпустили за все время не менее десятка его "инкарнаций". На 2019 год он оставался в наличии в составе двух стартовых наборов (пассажирский поезд “Alex”, артикул 57137 и грузовой состав OBB, артикул 96948), а также сам по себе ( Diesellok Herkules ER20-009 MRCE dispolok, артикул 57595; Diesellok Herkules ER20 STB Wechselstromversion, артикул 57891; Diesellok Herkules ER20 STB, артикул 57991).

Модель Diesellok Herkules ER20-009 MRCE dispolok, артикул 57595 имеет длину по буферам 221 мм, NEM-шахты, проходит минимальный радиус 358 мм, оборудована интерфейсом NEM 652 для установки декодера и освещением (три фары), которое включается по ходу движения. В кабине - Фигурка машиниста. Модель черного цвета - известно, что с апреля 2008 года все локомотивы MRCE (это частная компания - бывшее подразделение Siemens Dispolok) получили элегантную черную окраску. Модель соответствует VI (шестой) эпохе.

Несколько моделей ER20 можно было найти и у Roco. Это "Diesellok DE 2000 NOB" (артикул 62830), "Diesellok BR 223 ALEX" (артикул 62833), "Diesellok class 270 Eurorunner OHE" (артикул 62837), "Diesellok Rh 2016 RTS" (артикул 62838), "Diesellok ER 20 Siemens" (артикул 62831)...

"Diesellok ER 20 Siemens" (артикул 62831) имеет реальный прототип - демонстрационный локомотив, принадлежащий самому производителю, компании Siemens. Модель имеет длину по буферам 221 мм, NEM-шахты, 5-полюсный двигатель с маховиком, оборудована интерфейсом NEM 652 для установки декодера и освещением (три фары), которое включается по ходу движения. А также свет - горят три белые фары вперед, две красные - назад. свет меняется при смене направления движения.Модель серебристого цвета и соответствует V (пятой) эпохе, а если точнее, то 2005 году.

Инструкции к модели Roco
Инструкции к модели Piko


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...