Руководство пользователя: ESU Navigator. Первое издание, февраль 2010 (на русском)


Внимание! Нижеследующий перевод может содержать неточности и размещен здесь в ознакомительных целях. Для детального знакомства с продуктом изучайте данную инструкцию на языке оригинала.


Содержание:
1. Декларация о соответствии
2. Директива об утилизации
3. Важные замечания - Пожалуйста, сначала прочтите этот раздел
4. Содержимое упаковки
5. Введение - что может делать Navigator?
5.1. Архитектура системы
5.1.1. Пульт ДУ
5.1.2. Базовый блок
5.1.2.1. Управление вентилятором
5.1.3. ИК-приемник
5.2. Управление локомотивами
5.3. Форматы данных
5.3.1. Формат данных Motorola®
5.3.1.1. Диапазон адресов - Motorola®
5.3.2. DCC-формат
5.5. Связка локомотивов
5.6. Аксессуары с магнитными приводами (соленоиды)
5.7. Регулировка параметров локомотива
5.7.1. Программирование на специальном треке
5.7.2. Программирование на главном пути
6. Распаковка и установка
6.1. ИК-приемник
6.1.1. Дополнительные ИК-приемники
6.2. Блок питания
6.2.1. Блок питания
6.2.2. Настройка входного напряжения и выходного напряжения
6.2.2.1. Практические настройки напряжения
6.3. Подключение к путям
6.3.1. Подключение к двухрельсовой системе
6.3.2. Подключение к трехрельсовой системе
6.4. Подключение трека для программирования
6.5. ECoSlink
6.6. Компьютерный интерфейс
7. Элементы управления
7.1. Базовый блок
7.2. Пульт ДУ
7.2.1. Установка батарей
7.2.2. ЖК дисплей
7.2.3. Отображение меню
8. Управление локомотивами
8.1. Ввести новый локомотив в список локомотивов
8.2. Запуск локомотива
8.3. Навигация в списке локомотивов
8.3.1. Прокрутка с помощью джойстика
8.3.2. Ручной ввод адреса
8.4. Редактирование локомотивов
8.4.1. Имя
8.4.2. Символ
8.4.3. Формат данных
8.4.4. Отображение функций
8.5. Удаление локомотивов
9. Связка
9.1. Добавить локомотивы в связку
9.2. Запуск связки
9.3. Извлечение локомотива из связки
9.4. Удаление связки
10. Подсоединение аксессуаров
10.1. Назначение кнопки быстрого выбора
10.2. Использование горячих клавиш
11. Программирование
11.1. DCC-программирование
11.1.1. Прямой режим (режим CV)
11.1.2. Программирование на главном пути (POM)
11.1.3. Запись адресов локомотивов
11.1.3.1. DCC - программирование на главном пути (POM)
11.1.3.2. DCC - программирование на треке для программирования
11.1.4. Считывание локомотивного адреса - DCC
11.1.5. Программирование на треке для программирования - DCC
11.1.6. Программирование на главном пути (POM) - DCC
11.2. Программирование Motorola®
11.2.1. Запись адреса адреса - ТО
11.2.2. Программирование на треке для программирования - MOT
11.3. Принадлежности для программирования
11.3.1. Программирование ESU SwitchPilot
12. Конфигурация меню
12.1. Идентификатор базового блока
12.2. Идентификатор пульта ДУ
12.3. Информация о системе
12.3.1. Наименование базового блока
12.3.2. Серийный номер базового блока
12.3.3. Версия программного обеспечения базового блока
12.3.4. Название пульта ДУ
12.3.5. Версия программного обеспечения пульта ДУ
12.3.6. Текущий монитор
12.4. Задержка отклика джойстика
12.4.1. для управления локомотивом
12.4.2. в меню
12,5. Скорость работы джойстика
12.5.1. для ускорения локомотивов
12.5.2. в меню
12.6. Подсветка
12.6.1. Яркость
12.6.2. Время включения
12.7. Конфигурация аварийной остановки
12.8. Автоматическое отключение питания трека
13. Сброс до заводских значений по умолчанию
13.1. Пульт ДУ
13.2. Базовый блок
14. Расширение системы
14.1. Дополнительные пульты ДУ
14.1.1. Синхронизация данных
14.1.2. Перехват управления локомотивом
14.2. Соединение навигатора с ECoS
14.3. USB Компьютерный интерфейс
15. Использование нескольких базовых блоков в одном помещении
15.1. Установка идентификатора базового блока
16. Поддержка ESU
16.1. Форум ESU
16.2. Горячая линия
17. Гарантийный сертификат
18. Приложение
18.1. Технические данные
18.2. Таблица кодирования аксессуаров

1. Декларация о соответствии товара

Мы, ESU electronic solutions ulm GmbH & Co KG, Industriestrasse 5, D-89081 Ulm, заявляем, что несем исключительную ответственность за соответствие продукта ESU Navigator, к которому относится данная декларация, следующим стандартам: EN 71 1-3 : 1988 / 6 : 1994 – EN 50088 : 1996 – EN 55014, Teil 1 + Teil 2 : 1993 EN 61000-3-2 : 1995 – EN 60742 : 1995 – EN 61558-2-7 : 1998. Навигатор имеет знак CE в соответствии с: 88 / 378 / EWG – 89 / 336 / EWG – 73 / 23 / EWG

2. Директива об утилизации электрического и электронного оборудования

Это директива об утилизация старых электрических и электронных устройств (применима в Европейском Союзе и других европейских странах, где организована система специального сбора таких отходов).

Предполагается наличие знака на товаре, упаковке или указаний в соответствующей документации о том, что этот продукт не может рассматриваться как обычный бытовой мусор. Вместо этого он должен быть доставлен в специальный пункт для утилизации электрического или электронного оборудования. Утилизируя этот продукт соответствующим образом вы помогаете избежать негативного влияние на окружающую среду и здоровье. Переработка материалов должным образом способствует сохранению окружающей среды. Для получения дополнительной информации о переработке этого продукта, пожалуйста, свяжитесь с вашей местной администрацией, службой утилизации мусора или магазином, где вы приобрели это продукт.

Аккумуляторы (батареи) не относятся к бытовому мусору! Пожалуйста, не выбрасывайте разряженные батареи в общий мусор: отнесите их в пункт сбора в вашем населенном пункте или продавцу. Таким образом, вы гарантируете экологически чистый способ утилизации.

3. Важные замечания - Пожалуйста, сначала прочтите этот раздел

Мы поздравляем вас с покупкой ESU Navigator (далее - навигатор). Навигатор облегчит ваше путешествие в мир современных, интеллектуальных методов управления в железнодорожном моделизме. Вы почувствуете, как легко запускать поезда и другие устройства на вашем макете и раскроете новые невообразимые грани вашего хобби благодаря уникальному разнообразию функций навигатора.

Пожалуйста, внимательно прочитайте это руководство перед началом эксплуатации. Хотя навигатор имеет надежную конструкцию, существует риск его повреждения из-за неправильного подключения. В случае сомнений избегайте дорогостоящих эксперименты!

• Навигатор предназначен только для использования с электрическими железнодрожными макетами. Никогда не оставляйте навигатор без надзора во время использования и никогда не пытайтесь приспособить его для управления реальными транспортными средствами для перевозки людей.

• Навигатор это не игрушка. Убедитесь, что дети используют это устройство только в присутствии взрослых.

• Используйте только источник питания, предусмотренный для навигатора: другие трансформаторы могут привести к снижению производительности или в крайних случаях к повреждению командной станции.

• Используйте источник питания, поставляемый с навигатором, исключительно для питания навигатора.

• Никогда не используйте Y-образные адаптеры (разветвители) для подачи питания на другие устройства. Непреднамеренное соединение с землей может привести к повреждению или полному выходу из строя вашего навигатора!

• Регулярно проверяйте источник питания на наличие повреждений корпуса или сетевого кабеля. Поврежденные элементы не могут быть использованы ни при каких обстоятельствах! Не пытайтесь отремонтировать источник питания! Это может быть смертельно опасно!

• Обеспечте достаточную вентиляцию источника питания. Не помещайте его в шкафы или полки без достаточной циркуляции воздуха, так как это может привести к перегреву или возгоранию!

• Навигатор может работать только с описанными в этом руководстве устройствами.

• Подключайте к навигатору только специально предназначенные для этого устройства. Даже если другие устройства (также от других поставщиков) имеют такие же вилки и розетки это не означает автоматически что такие устройства могут работать с навигатором.

• Придерживайтесь электрических схем из этого руководства для подключения своего макета. Другие схемы могут привести к повреждению навигатора.

• Не роняйте части ??навигатора, оберегайте его от ударов и вибрации.

• Никогда не подвергайте навигатор воздействию дождя, влажности или прямых солнечный лучей. В случае значительных температурных колебаний при использовании навигатора на улице, примите меры для защиты! Не оставляйте навигатор на улице, когда вы прекратили его использование, избегайте температур ниже 8 ° по Цельсию или выше 30 ° по Цельсию.

• Не используйте агрессивные химические вещества, чистящие растворы или растворители для чистки навигатора. Никогда не используйте жидкости или спрей для чистки монитора. Вместо этого используйте чистую слегка (!) влажную ткань и следите чтобы при этом навигатор был выключен.

• Не пытайтесь открыть корпус навигатора. Неправильная сборка может привести к повреждению.

4. Комплектация

Пожалуйста, убедитесь, что все компоненты содержатся в упаковке немедленно после её вскрытия. Следующие компоненты должны быть обнаружены:

• Дистанционный пульт управления
• Базовый блок навигатора
• ИК-приемник
• ИК-модуль расширения с разъемами для ещё четырех внешних ИК-приемников
• 4 аккумуляторные батареи микро (размер AAA)
• Ремешок
• Кабель с разъемом 3,5 мм для подключения к треку для программирования
• Двухполюсная клемма для подсоединения питания к макету (основной трек или путь)
• Переключаемый источник питания 90VA, 15V-21V
• Провод с евроразъемом для подключения к сети
• (Это) руководство

Если какая-либо из этих частей отсутствует, пожалуйста, свяжитесь с продавцом у которого вы приобрели навигатор.

5. Введение - что может навигатор?

Навигатор был разработан для владельцев макетов малых или средних размеров, которые хотят иметь при этом современное управление с большими возможностями. Благодаря применению двунаправленного сигнала ИК-управления Навигатор оснащен беспроводным пультом дистанционного управления (ДУ)!

5.1. Архитектура системы

Navigator - это модульная система, состоящая из нескольких компонентов.

5.1.1. Переносной пульт ДУ

Переносной пульт ДУ работает по беспроводной технологии, продолжает функционировать даже на расстоянии 7 метров от приемника. Благодаря широкоугольной инфракрасной оптике нет необходимости точно прицелиться в приемник, если нет препятствий в зоне прямой видимости между пультом и приемником. Хорошо сбалансированный корпус с центральным дисплеем с подсветкой удобно ложится в руку и позволяет осуществлять прямой контроль скорости, а также запускать 10 самых важных функций управления локомотивом. Уникальный джойстик обеспечивает плавность управление скоростью с помощью большого пальца. Navigator работает от 4 батарей размера "AAA" или аккумуляторов того же типа и его можно носить на шее, подвесив на поставляемый вместе с ним шнур.

5.1.2. Базовый блок

Блок - это полная командная станция, включающая усилитель для питания магистрали, возможности для программирования, отслеживания и интерфейс для подключения компьютера. И разъем ECoSlink для последующего подключения к ECoS.

Навигатор выдает ток 3,5А для питания магистрали и, таким образом, обеспечивает достаточную мощность даже для запуска составов с внутренним освещением. Выход стабилизированного напряжения можно отрегулировать до необходимого уровня в соответствии с масштабом задач. Для считывания и перепрограммирования параметров декодера вы должны просто запустить свой локомотив, установив его на треке для программирования. Для подключения навигатора к ПК он имеет интерфейс USB. Таким образом Вы также можете контролировать составы и прочее с помощью вашего ПК.

5.1.2.1. Управление вентилятором

В каждый навигатор установлен вентилятор для охлаждения его схем, который запускается автоматически при достижении определенной температуры. Как только как температура снова падает до нормального уровня, вентилятор автоматически выключается. Также каждый раз, когда вы включаете Навигатор, вентилятор будет включаться на 3,5 секунд. Это не является признаком перегрева или дефектом.

5.1.3. ИК-приемник

Обычно ИК-приемник подключается к базовому блоку. Он обеспечивает соединение между базовым блоком и переносным пультом. Он должен быть размещен в зоне прямой видимости между двумя этими устройствами. Благодаря его специальной широкоугольной оптике он ловит сигнал, поданный даже под углом 180 градусов. Если ИК-приемник должен быть расположен дальше от базовый блок - скажем, из-за нехватки места - надо использовать удлинительный кабель. Для увеличения диапазона приема до 5 ИК-приемников могут использоваться в одной системе.

5.2. Управление локомотивами

Навигатор позволяет запускать до 40 локомотивов в режиме DCC. В зависимости от типа декодера он поддерживает до 21 функции для каждого локомотива и может обрабатывать до 9999 адресов. Вы можете назначить конкретное имя и символ для каждого локомотива.

5.3. Форматы данных

5.3.1. Формат данных Motorola®

Motorola® I ("Старый" формат Motorola®). Локомотивы Marklin® первого поколения поддерживают этот формат. Там статус функции освещения передается отдельным сигналом от сигналов регулировки 14 ступеней скорости. Только при изменении направления специальный сигнал будет подан на локомотив. Если направление движения локомотива не установлено изначально, то его надо установить.

Motorola® II (так называемый новый формат данных) Здесь помимо 14 ступеней регулировки скорости сигнал указывает направление движения и передается непрерывно. Обмен информацией о направлении постоянно идёт между базой и локомотивом.

А статус функций от F1 до F4 передается отдельным пакетом. Он генерируется заново если статус хотя бы одной функции изменился. Продвинутые декодеры хранят эту информацию локально, чтобы обеспечить работу даже в случае обрыва питания базы.

ECoS не делает различий между старым и новым форматами Motorola® , он передает (используя специальный метод) пакеты данных совместимо с обоими форматами. В ECoS мы называем этот режим "Motorola14".

Marklin® встроил расширение в свои серии декодеров 6090x для обеспечения работы 27 ступеней регулировки скорости: так называемый "шаг в пол-скорости" имитирует увеличение их количества почти в два раза. Командная станция должна передавать определенные последовательности команд в определенном порядке для достижения этой цели. ECoS обеспечивает этот режим как "Motorola27". Если вы запускаете локомотив в режиме "Motorola27", и замечаете что функции активируются только на каждом втором шаге скорости, тогда это просто ваш декодер не поддерживает 27 ступеней скорости. Пожалуйста, переключитесь тогда на режим "Motorola14".

Но ESU расширили все свои декодеры для соответствия формату Motorola® с дополнительным режимом, а именно "Motorola28". Он уже работает с 28 реально изменяемыми ступенями регулировки соростей. Если вы хотите запустить локомотив в формате "Motorola 28" и замечаете что функции активируются только на каждом втором шаге скорости, тогда это просто ваш декодер не поддерживает 28 ступеней скорости. Пожалуйста, переключитесь тогда на режим "Motorola14".

Marklin® выпустил на рынок некоторые функциональные модели (например, 4998, 4999 или 49960, поворачивающийся кран 7651 или вагон 58115), которые должны контролироваться пакетом данных, отличающимся от пакета для локомотивов. С точки зрения организации структуры этот пакет данных похож на тот, что применим для стрелок. Мы называем его "Motorola Fx 14".

5.3.1.1. Диапазон адресов - Motorola®

Marklin® определил 80 адресов для своей цифровой системы. Поскольку это число слишком мало, несколько поставщиков декодеров расширили его. Декодеры ESU LokSound V3.4 M4, LokPilot V3.0 M4 и LokPilot V3.0 поддерживают 255 адресов в формате Motorola.

5.3.2. DCC-Format

Стандарты DCC, опубликованные североамериканской NMRA (Национальной ассоциацией модельных железных дорог) основаны на разработках немецкой компанией Lenz® Elektronik. В формате DCC используется до 10.239 адресов, работает до 21 функции и кодируется до 128 ступеней изменения скорости. На практике нужны только 126, остальные зарезервированы для чрезвычайной ситуации - функции остановки. Абсолютное направление движения также закодировано. Сколько из этих адресов, функций и шагов скорости фактически доступно, зависит от типа декодера и командной станции. Навигатор в настоящее время поддерживает все известные DCC форматы.

Он поддерживает 14, 28 и 128 ступеней изменения скорости. В В последнем случае реально могут быть использованы 126 ступеней. В зависимости от режима, в котором вы хотите запустить свой локомотив DCC, выберите "DCC14", "DCC28" или "DCC128" в качестве формата данных.

Пожалуйста, имейте в виду, что информация о шагах изменения скорости, передаваемая навигатором, должны соответствовать настройкам шага скорости вашего декодера. Если настройки не соответствуют тогда фары локомотива будут медленно мигать пока локомотив разгоняется. Если вы не уверены, какие режимы DCC поддерживаются вашим декодер попробуйте сначала DCC 28. Это обязательный режим, как указано NMRA. Все декодеры ESU DCC определяют количество ступеней изменения скорости автоматически. Вы можете также начать с DCC 128.

5.5. Соединение локомотивов в связку

Это не проблема для навигатора: он поддерживает связку из 6 локомотивов. Вы можете получить доступ ко всем функциям каждого локомотива даже в режиме связки. Это полезно если вы хотите включить звуковой сигнал только у ведущего локомотива, к примеру. Вы также можете выбрать тип связки в соответствии с вашими предпочтениями: "Универсальный" является базовым, в нём навигатор передает отдельные сигналы каждому локомотиву в виде очень быстрой последовательности данных, поэтому они отлично работают в унисон.

Таким образом, вы также можете сформировать связку из локомотивов с декодерами, которые не поддерживают специальные адреса. Конечно, все локомотивы состава должны иметь более или менее аналогичные ходовые характеристики. Подберите параметры локомотива, изменяя время ускорения и максимальную скорость, прежде чем ставить их в одну связку.

5.6. Аксессуары с магнитными приводами (соленоиды)

Как и следовало ожидать от современной командной станции такой как навигатор, он также подходит для переключения стрелочных переводов и сигналов. Вы можете использовать до 100 аксессуаров DCC. Некоторые дополнительные декодеры Roco® ведут себя как локомотивные декодеры, поэтому их также можно контролировать с помощью Lokmaus® 2. Такими декодерами можно управлять и с помощью Навигатора, если они могут быть переключены в режим, совместимый с DCC.

5.7. Регулировка параметров локомотива

Время от времени может возникнуть необходимость настроить определенные параметры декодера. Навигатор поможет вам в этом благодаря своему четко структурированному пользовательскому интерфейсу. На треке (рельсе) для программирования можно считать и настроить все данные переменных (CVs) декодеров DCC. Аналогично программируются все регистры декодеров Motorola® (01-80) (например, декодеры Marklin® mfx®).

5.7.1. Трек для программирования

Трек для программирования должен быть полностью (!) изолированным от остальной части макета и должен быть подключена непосредственно к выходу для программирования навигатора. Программировать можно всегда только один локомотив в одно и то же время. В ходе операции вы можете считать и изменить данные. Все декодеры DCC подходят для программирования на треке, а также программируемые декодеры Motorola® (например, LokSound M4, LokPilot M4). DCC декодеры не могут быть полностью перепрограммированы только на треке; но все данные можно считать с его помощью полностью.

5.7.2. Программирование на макете

Декодеры DCC могут быть перепрограммированы и непосредственно на макете (также известно как "программирование на главном треке" или "POM"). Преимущество заключается в том, что любые новые настройки могут контролироваться во время запуска локомотива без необходимости снимать его с макета и переставлять на трек для программирования.

6. Распаковка и подготовка к работе

Поместите Навигатор на ровную, чистую и сухую поверхность в пределах видимости вашего макета. ИК-приемник должен быть расположен на основном блоке. Он всегда должен находится в поле зрения для корректной связи с пультом управления. Поэтому вы должны расположить базовый блок возле вашей самой часто занимаемой позиции перед макетом. Затем неважно, где вы находитесь: просто вы всегда должны видеть ИК-приемник. Также убедитесь, что базовый блок размещен безопасно и не упадёт.

6.1. ИК-приемник

Модуль расширения ИК должен быть вставлен в верхнюю часть основного (базового) блока. Пожалуйста, убедитесь, что контакты разъема расположены правильно и не погнуты! Сам ИК-приемник затем подключается к верхней части модуля ИК-расширения. Широкоугольная оптика гарантирует, что сигнал от пульта ДУ будет надежно получен, даже если последний направить почти на 180 градусов от приемника.

6.1.1. Дополнительные ИК-приемники

Во многих случаях один ИК-приемник не может охватить всю площадь в зоне прямой видимости из-за "географии" макета. Поэтому вы можете добавить еще четыре ИК-приемника в параллельном режиме с базовым блоком. Каждый такой ИК-приемник ESU артикул 50303 поставляется в комплекте с удлинителем. Этот кабель подключается к одному из четырех разъемов модуля расширения ИК. ИК-приемник может устанавливаться в любом подходящем месте. Два слота на задней части обеспечивают легкий монтаж.

6.2. Питание станции

Сам Navigator работает от блока питания через 2,1-мм разъем, ему нужен постоянный ток. Нужное ему вторичное напряжение, подаваемое с блока питания, соответствует напряжению на путях; стабилизация напряжения или корректировки происходят внутри блока питания, а не внутри командной станции. При этом Навигатор имеет свой внутренние защитные схемы для понижения напряжения и защиты от перегрузки (током).

a) Разъем 2,1 мм для подведения постоянного тока от блока питания
b) 3,5-мм телефонный разъем для программного трека
c) Питание путей (главный трек)
d) Разъем расширения ECoSlink
e) USB-интерфейс для подключения компьютера
g) Разъемы для ИК-приемника (4 отдельных разъема)
h) Монтажные слоты для дополнительных ИК-приемников

6.2.1. Блок питания

Поставляется блок питания со следующими характеристиками:
Входное напряжение: 100 В - 240 В переменного тока, 50/60 Гц
Входной ток: 1,8 А макс.
Выходное напряжение: регулируемое от 15 В до 21 В постоянного тока, стабилизированное
Выходной ток: 5А макс.
Штекер: штекер постоянного тока 2,1 мм, шнур 1,8 м.


а) Индикатор питания (красный)
б) Выходное гнездо (низкое напряжение)
в) Входной основной разъем (высокое напряжение)

6.2.2. Настройка входного и выходного напряжения

Блок питания генерирует стабилизированное напряжение, которое служит для приведения в движение объектов на макете. Выходное напряжение должно быть скорректировано в соответствии с масштабом вашего макета. Для этого имеется небольшое круглое отверстие в передней части блок питания, который позволяет устанавливать напряжение с помощью отвертки: Предел при повороте влево (против часовой): ок. 14.5V Предел при повороте вправо (по часовой): ок. 21.5V

6.2.2.1. Практические настройки напряжения

Мы рекомендуем следующие настройки для разных типоразмеров:

• N: 15 В - 16 В
• H0 DC (DCC): 16 В - 18 В
• H0 трехрельсовая: 18 В - 20 В
• 1: 18 В - 21 В
• G: 20 В - 21 В

Встроенный индикатор тока показывает соответствующее выходное напряжение - вольтаж. С помощью него вы можете точно определить полученное напряжение. Это объясняется более подробно в главе 12.3.6.

Мы рекомендуем действовать следующим образом:

• Запустите вашу командную станцию
• Откройте монитор
• Медленно поворачивайте регулировочное колесо до желаемого напряжения.

6.3. Соединение с путями

Пути соединяются через двухжильный кабель со штекерами. Пожалуйста, убедитесь, что вы используете кабели подходящего сечения для ваших нужд. Мы рекомендуем провода не менее 1,5 мм? (лучше: 2,5 мм?) в поперечном сечении. В больших макетах делайте дополнительные точки подключения питания через каждые два метра пути. В схеме питания путей использован H4-мост (диодный мост). Поэтому здесь - в отличие от старых систем Marklin® - нет "общего" провода или "земли".

• Никогда не подключайте другую цифровую систему или аналоговый трансформатор в одну схему с навигатором. Навигатор может поврежден или уничтожен!

• Удалите все конденсаторы, которые, возможно, были подключены в схему контактных клипс на используемых вами путях (на контактных рельсах). Они вызовут сильное тепловыделение и ументшат выходную мощность. Почти на каждом контактном рельсе в аналоговых стартовых наборах (Roco®, Marklin®) такие конденсаторы, как правило, установлены производителем.

6.3.1. Подключение двухрельсовых путей.

Осуществляйте подключение так, как показано на рисунке. Полярность не имеет значения (для DCC или Selectrix®).


6.3.2. Подключение трехрельсовых путей.

Делайте, как показано на рисунке. Если новые локомотивы Motorola® работают, но старые вспомогательные декодеры k83 и старые локомотивы Marklin® нет, скорее всего, полярность надо поменять местами.

• Marklin® предлагает подходящий контактный рельс для системы C-track. Номер 74046 не подходит!
• Для системы K-track вы должны использовать контактный рельс 2290. Номер 2292 не подходит.
• Для системы M-track вы должны использовать контактный рельс 5111. Номер 5131 не подходит.
• Для масштаба 1 клипса 5654 может использоваться вместе с любым стандартным участком рельс.

6.4. Подключение трека (рельса) для программирования

Базовый блок имеет отдельную 3,5-мм телефонную розетку для подключения трека для программирования, обеспечивающую максимальный ток 0,5А. Подключите отдельный рельс (или несолько рельс), изолированно от остальных с помощью прилагаемого кабеля. Запасные рельсы лучше всего подходят для этой цели.

Рельсы должны быть изолированы с обеих сторон от основных путей макета - в случае с Marklin® изолируйте центральный проводник и оба рельса! Во время программирования отдельные дополнительные функции могут быть пропущены (напрмер, снутреннее освещение в вагонах).

Всякий раз, когда дорожка программирования не используется, внутреннее реле в навигаторе переключает этот трек на питание как у основного пути, они синхронизируются. Таким образом, вы можете для проверки запустить ваши локомотивы прямо на треке для программирования, а затем снова перепрограммировать их при надобности. А вот когда вы начнете процедуру программирования, то отдельные сигналы на данный трек будут передаваться в режиме программирования.

Всегда ставьте быть только один локомотив или вагон с декодером на трек для программирования, чтобы избежать непреднамеренного перепрограммирования другого локомотива или вагона с декодером. После завершения процедуры программирования удалите локомотив с трека для программирования. В противном случае оставленные локомотивы могут быть непреднамеренно перепрограммированы.

6.5. ECoSlink

Вы можете подключить к навигатору базовый блок через разъем ECoSlink. Требуемый кабель доступен в ассортименте ESU под номером артикула 50305. Пожалуйста, убедитесь, что кабель правильно вставлен в розетки. Во избежание неправильных соединений количество контактов отличается между двумя его концами.

Используйте только оригинальные кабели ESU и соблюдайте правильную ориентацию штекеров. Никогда не применяйте силу потому что это может привести к изгибу и повреждению контактов!

6.6. Компьютерный интерфейс

При наличии кабеля под номером ESU 50306 Навигатор можно подключить к компьютеру. Таким образом, вы можете контролировать локомотивы и аксессуары прямо с вашего компьютера. Конечно, вам понадобится подходящее программное обеспечение для этой цели. Ваш поставщик программного обеспечения скажет вам, работает ли ваше программное обеспечение с навигатором.

7. Элементы управления

Фактически устройство имеет очень мало элементов управления.

7.1. Базовый блок

Каждый ИК-приемник имеет два индикатора состояния:
а) Состояние пути:
"ON - включен" когда на рельсах есть питание
"OFF - выключен" когда кнопка "Стоп" была нажата
"мигает" в случае короткого замыкания

б) DATA: мигает с нерегулярными интервалами, когда данные передается c пульта ДУ на базовый блок. Быстро мигает равномерно когда нет контакта между пультом и базовым блоком.


7.2. Пульт ДУ

Имеет следующие объекты:

a) ЖК-дисплей: отображение всей необходимой информации.

b) Джойстик: джойстик движется в двух направлениях: вертикально и горизонтально. Когда локомотив вызван, его скорость может быть увеличена или уменьшена движениями в вертикальном направлении, горизонтальные движения выбирают следующий или предыдущий локомотив соответственно согласно списку выбора локомотивов. В режиме меню вы можете осуществлять его прокрутку или вводить цифры с помощью вертикальных движений.

c) Кнопки меню: функции кнопок меню соответствуют отображаемым меняющимся символам непосредственно над каждой кнопкой на ЖК-дисплее.

d) Кнопка выбора режима для переключения между двумя основными режимами работы пульта:
- режим управления локомотивом: на экране отображается информация о локомотиве, который в настоящее время вызывается.

- режим стрелочный: экран отображает информацию о состоянии аксессуаров (стрелочные переводы и сигналы).

e) Изменение направления: эта кнопка мгонвенно меняет направление движения выбранного локомотива на противоположное, если пульт находится в режиме управления локомотивом.

f) Кнопка "стоп": запускает аварийный останов. Действия по кнопке остановки можно запрограммировать, как описано в главе 12.7.

g) Функциональные кнопки: эти кнопки активируют функции F1 - F10 в режиме управления локомотивом.

h) Кнопка освещения: включает фары (F0) выбранного локомотив.

i) Кнопка shift: кнопка активна в режим управления локомотивами, когда требуется активировать функции от F11 до F20.

j) Переключатель вкл / выкл: этот ползунковый переключатель служит для включения ДУ. В положении ON он ближе к центру ДУ.

k) Аккумуляторные отсеки: батареи должны быть вставлены слева и справа.

l) Инфракрасный блок: инфракрасный (ИК) передатчик и приемники, расположены за тонированной стеклянной крышкой.

7.2.1. Вставка батарей

Навигатору нужны четыре батарейки или аккумулятора AAA (или LR03 или MN2400).

При покупке аккумуляторов рассмотрите возможность покупки зарядного устройства - навигатор не подзаряжает батареи при работе. Вставляя батарейки, действуйте следующим образом:

a) Держите пульт ДУ вертикально задней сторонй к себе и нажмите на зажимы рядом с верхним концом соответствующего отсека ногтем или шариковой ручкой внутрь.

b) Наклоните крышку батарейного отсека наружу и потяните ее, не сгибая фиксирующие зажимы слишком сильно.

c) Вставьте батареи в соответствующее положение (пожалуйста, соблюдайте полярность). Правильная полярность указана внутри.
"+" батареи всегда там, где у ней пупырышек...

d) Закройте крышку в обратном порядке, пока она не будет надежно защелкнута.

7.2.2. ЖК дисплей

На экране пульта ДУ Navigator отображаются различные символы в зависимости от режима работы.

a) Активированные функциональные кнопки: символ на экране указывает, какая функция включена.
b) Фары: символ отображается, если фары (F0) включены.
c) Кнопка Shift: символ отображается, если кнопка Shift нажата.
d) Связка: указывает, что вызван режим связки или что выбранный локомотив является частью локомотивной связки.
e) Альтернативное управление локомотивом: отображается, когда локомотив контролируется другим ДУ. Мигает если другой ДУ (человек с ещё одним пультом ДУ) хочет получить контроль над этим локомотивом.
f) режим ECoS: указывает, что навигатор управляется командной станцией ECoS. (см. Главу 13.2.)
g) Аварийный останов: отображается, если сработала аварийная остановка.
h) Короткое замыкание: отображается всякий раз, когда трек был отключен базовым блоком из-за короткого замыкания. Устраните короткое замыкание и включите питание, нажав кнопку "Стоп".
i) Низкий уровень заряда батарей: отображается, когда батареи разряжены. Убедитесь, что у вас есть свежие батареи. Вы можете продолжать использовать ДУ, пока подсветка экран не начнает мерцать.
j) Мощность сигнала: указывает на качество инфракрасной связи между ДУ и ИК-приемником.
k) Индикатор скорости: отображает текущую скорость локомотива в виде гистограммы.
l) Направление движения: указывает направление движения локомотива. Стрелка вправо означает "вперед".
m) Отображение меню: здесь назначение кнопок меню отображается в зависимости от текущего состояния ДУ.
n) Текстовый дисплей: двухстрочный дисплей для отображения информации о локомотиве, текста заголовка меню и т. д.
о) Символ локомотива.

7.2.3. Отображение меню

Пункты меню выполняют следующие функции:

Добавление или удаление локомотива в или из связки
Выбор локомотива
Переключение аксессуаров (прямой или расходящийся маршрут для стрелок)
Вызов меню
Подтверждение ввода ("ОК")
Отмена
Прокрутить влево или вправо
Кнопка "удалить" - удаляет символ
Ввод номера CV
Ввод значения CV
Считать значение CV
Записать (запомнить) значение CV

8. Управление локомотивами

В списке локомотивов можно хранить до 40 локомотивов. Система также запоминает имя и символ локомотива, формат данных и тип функции кнопки (непрерывное или мгновенное действие). Всякий раз, когда локомотив вызывается ДУ, то эти настройки будет отображаться.

Список локомотивов сохраняется в базовом блоке. Каждое ДУ получает от него копию этого списка. Если список локомотивов изменен на одном из ДУ (например, локомотив добавлен или удален) эти изменения будут переданы всем другим ДУ (синхронизация).

До тех пор, пока вы работаете только с одним ДУ эти процедуры будут происходить автоматически. При подключении большего количества ДУ, пожалуйста, обращайтесь к глава 13.1.

При первом включении ДУ сначала необходимо загрузить доступные списки локомотивов.

8.1. Добавление нового локомотива в список

После самого первого включения ДУ экран должен автоматически отобразить локомотив с адресом 3.

а) адрес локомотива
b) какой в настоящее время установлен шаг скорости
c) количество доступных шагов регулировки скорости
d) название локомотива

В редких случаях может случиться так, что отображается: "ОК, чтобы сбросить INT Список локомотивов?".

В новой системе подтвердите этот вопрос нажатием в меню "Ok". Вы найдете больше информации относительно синхронизации между ДУ и базовым блоком в главе 13.1.

Теперь мы хотим добавить еще один локомотив с адресом 44.

• Нажмите кнопку выбора локомотива в меню. Появится меню выбора локомотива, надписи:

SELECT LOC
ADDRESS 0

Мигающий "0" означает, что теперь вы можете вводить новый адрес. Нажмите цифру "4" дважды на панели функции (слева) для ввода адреса 44.

Если вы допустили опечатку, просто удалите цифру.

В качестве альтернативы использованию цифровых клавиш вы также можете использовать джойстик, двигая его вертикально для изменения цифр или горизонтально для выбора строки, которую вы хотите изменить. Эта опция доступна всякий раз, когда вводятся цифры или буквы.

Нажмите кнопку меню "ОК". На экране теперь отображается новый локомотив и вы можете начать работать с ним прямо сейчас.

Навигатор предполагает, что вызванный локомотив запрограммирован на указанный вами адрес (44). Однако, это, скорее всего, не так. Чтобы было так, вы должны перепрограммировать декодер локомотива. Пожалуйста, обратитесь к главе 11.1.1 для более подробной информации.

Навигатор упрощает эту задачу для вас! На заводе все локомотивы переведены в режим DCC. Для запуска локомотива Motorola® необходимо изменить формат данных как описано в главе 8.4.3.

8.2. Запуск локомотива

Вы можете настроить скорость выбранного локомотива с помощью джойстика в любое время - движение вверх повышает скорость и наоборот. Текущее значение шага скорости отображается на экране.

Вы можете переключать все функции с помощью функциональных кнопок по отдельности. Для доступа к F11 - F20 сначала нажмите кнопку shift.

Кнопка изменения направления движения позволяет изменить направление. Локомотивы с декодерами DCC будут замедляться в соответствии с запрограммированным замедлением и медленно ускоряться в противоположном направлении согласно настройкам. Локомотивы с декодерами Motorola® выполнят аварийную остановку, а затем поедут в противоположном направлении.

8.3. Навигация по списку локомотивов

Существует два варианта вызова нового локомотива с ДУ.

8.3.1. С помощью джойстика

Вы можете вызвать следующий или предыдущий локомотив из списка локомотивов двигая джойстиком вправо-влево. Это сработает только если локомотив был введен в список как описано в главе 8.1. Дисплей сразу меняется и показывает состояние функциональных кнопок, а также текущую скорость вновь выбранного локомотива. Конечно, ранее управляемый локомотив продолжит работать с заданной скоростью и прочими параметрами, даже если они и не отображаются более на ДУ.

8.3.2. Ручной ввод адреса

Если вы знаете адрес нужного локомотива, можете вызвать его напрямую.

• Нажмите кнопку выбора локомотива • Введите желаемый адрес

• Подтвердите ввод.

Эта процедура идентична той, которая описана в главе 8.1. для новых локомотивов с одним исключением. Локомотивы и свойства уже сохраненные в списке локомотивов будут загружены из этого списка.

8.4. Редактирование локомотивов

Вы можете изменить свойства локомотивов в любое время. Сначала вызовите нужный локомотив на ДУ.

Любые изменения будут переданы в базовый блок и сохранены. Пожалуйста, убедитесь, что вы находитесь в диапазоне действия ИК-приемника при редактировании локомотивов. Все остальные ДУ также получат измененные настройки.

8.4.1. Имя

Вы можете назначить индивидуальное имя (название) локомотива длинною до 16 символов. Будьте креативны!

Сначала откройте меню. Появляется следующая информация

EDIT NAME 0003
LOCOMOTIVE 3

Подтвердите - "OK". Появляется следующая информация

SET NAME 0003
LOCOMOTIVE 3

Курсор мигает за последним символом имени локомотива.

Удалите все символы с помощью кнопки удаления. Используйте функциональные кнопки для ввода нового названия локомотива имя. От 3 до 4 букв назначены для каждой функциональной кнопки. При нажатии её появится первая буква. Нажмите её снова в течение одной секунды, затем следующая буква появится вместо этого и так далее, по кругу. Как только получите желаемое подождите одну секунду, пока курсор не переместится на один символ вправо.

В качестве альтернативы вы можете выбрать буквы и позицию ввода джойстиком. Подтвердите ваш выбор "OK". Экран возвратится к виду дисплея при управлении локомотивом.

8.4.2. Символ локомотива

Вы можете выбрать между паровозом, тепловозом и электровозом.

Откройте меню.

Прокрутите меню до появления надписи

EDIT SYMBOL

в первой строке.

Подтвердите "OK". Потом появится надпись

SET SYMBOL

и значок локомотива замигает.

Прокрутите влево или вправо, пока не появится нужный символ.

Подтвердите "OK".

8.4.3.

8.4.3. Формат данных

Если вы хотите запустить локомотив, который не работает в предварительно выбранном формате (изменение скорости 28 шагов), вы должны изменить формат данных. Навигатор не определяет сам, поддерживает ли декодер заданный формат данных. Если сомневаетесь, прочитайте соответствующие инструкции в руководстве к вашему декодеру.

Откройте меню.

Прокрутите меню до появления надписи

EDIT SPEED

в первой строке.

Подтвердите ваш выбор "OK". Потом появится надпись

set speedsteps
28 speedsteps

Прокрутите влево или вправо до появления нужного числа. Число появляется во второй строке.

Подтвердите ваш выбор "OK".

8.4.4. Отображение функций

Вы можете установить каждую функциональную кнопку для каждого локомотива отдельно на вызов какого-либо непрерывного или мгновенного действия. Заводские настройки предполагают активацию непрерывного действия для всех кнопок по её нажатию. Моментальное действие остается активным, пока соответствующая функциональная кнопка нажата. Непрерывное действие, активированное ранее, остается включенным пока кнопку снова не нажать.

Откройте меню.

Прокрутите меню пока надпись

EDIT FXMODE

не появится в первой строке.

Подтвердите ваш выбор "OK". Потом появится надпись

SET FUNCTIONS
TO LATCHING

Символы всех функциональных кнопок (которые на пульте слева), которые установлены на непрерывный выход (также известный как latching) будет активным. Теперь нажмите все функциональные кнопки, которые должны быть изменены на мгновенное действие. Соответствующие символы исчезнут немедленно. К примеру, если локомотив оснащен звуковым декодером, тогда кнопку F2 лучше установить на мгновенное действие - при условии, что вы назначили вызов гудка на F2.

Подтвердите ваш выбор "OK".

8.5. Удаление локомотивов

Для того, чтобы освободить место в списке для новых локомотивов, вы должны регулярно удалять локомотивы, которые больше не нужны из списка. Сначала откройте список локомотивов и установите скорость на ноль.

Откройте меню.

Прокрутите меню пока надпись

DELETE LOC

не появится в первой строке.

Подтвердите ваш выбор "OK". Потом появится надпись

OK TO DELETE?

Подтвердите ваш выбор "OK".

Если вы не можете выбрать этот локомотив, то скорее всего в это же время он запускается другим ДУ или его скорость не установлена на нуль. Дисплей возвращается к любому другому локомотиву. Если вы уже удалили предыдущий локомотив, тогда появится надпись

NO LOCOMOTIVE
AVAILABLE

чтобы напомнить вам о необходимости ввести локомотив.

9. Связки локомотивов

Вы можете добавить локомотив в связку в любое время и держать до 6 локомотивов в её составе. Вы можете выбрать состав из списка локомотивов в том же духе, как и один локомотив. Конечно, вы также можете назначить имя связки. Адреса служат для того, чтобы отличить связки друг от друга, как и в случае с локомотивами.

9.1. Добавить локомотивы в связку

Вызовите локомотив.

Нажмите символ связки и надпись

ADD TO CONSIST
CONSIST ID 0

появится на дисплее. Навигатору теперь надо, чтобы вы ввели номер (адрес) нужной связки. Этот номер может быть любым числом в диапазоне от 1 до 127.

Пожалуйста, убедитесь, что вы используете номер, который еще не был назначен на что-либо еще (локомотив или другую связку).

Подтвердите ваш выбор "OK". Надпись

CONSTIST TYPE
UNIVERSAL

появится на дисплее.

Выберите желаемый тип состава, прокрутив до нужного типа.

Универсальный тип (Universal): связка хранится в памяти навигатора. Он передает команды быстро всем локомотивам в связке. Этот тип работает со всеми типами декодеров.

Продвинутый тип (Advanced): связка хранится в памяти декодера. Навигатор программирует переменную CV 19 декодера. Этот тип работает только с поддерживаемыми DCC декодерами.

Подтвердите ваш выбор "OK".

Теперь на экране появится символ "Связка". Это указывает на то, что этот конкретный локомотив является частью связки. Как только вы меняете скорость этого локомотива на все остальные локомотивы этой связки будут переданы те же изменения скорости.

Изредка локомотив должен быть настроен в связке в обратном режиме, например, если он связан "спина к спине" с другим. В в этом случае следует сначала выбрать нужное направление движения и только затем добавлять локомотив к связке.

9.2. Запуск связки

Вы можете выбрать и контролировать связки, как локомотивы из списка локомотивов. Для облегчения идентификации тип связки отображается на экране:

ADV CXXX

Что указывает на Advanced Consist (связка продвинутого типа), где XXX - это адрес связки

UNI CXXX

соответствует универсальной связке.

Когда вы нажимаете функциональную кнопку в этом режиме, эта функция будет активирован во всех локомотивах связки. Конечно, связкам можно присваивать имена из символов так же, как и локомотивам.

9.3. Удаленин локомотива из связки

Вызовите локомотив.

Нажмите символ связки, чтобы удалить этот локомотив из состава

9.4. Удаление связки

Связка может быть удалена так же, как и один локомотив.

10. Переключение аксессуаров (стрелок)

Навигатор может переключать аксессуары с нумерацией от 1 до 100. ДУ должно быть переключено на соответствующий режим.

Нажмите кнопку выбора режимов, чтобы перейти в режим аксессуаров. Следующая информация будет отображаться на дисплее:

ACC A001 <01/1>

Это указывает на то, что был выбран аксессуар под номером 1. Это соответствует выходу 1 от декодера 1, предполагая, что каждый декодер имеет четыре выхода.

Используйте функциональные кнопки или джойстик для выбора желаемого аксессуара.

Нажмите эту кнопку (символ стрелки), чтобы переключить этот аксессуар на расходящийся маршрут (красный свет).

Нажмите эту кнопку, чтобы переключить аксессуар на прямой маршрут (зеленый свет).

10.1. Назначение кнопки быстрого выбора Для часто используемых аксессуаров вы можете предварительно назначить 10 функциональных кнопок с номерами стрелок ("горячие клавиши"). Таким образом, можно выбирать их намного быстрее. Чтобы назначить горячую клавишу на дополнительный номер, проделайте следующее: Сначала вызовите аксессуар, который вы хотите назначить горячей клавише кнопка.

Откройте меню.

Прокрутите меню пока надпись

EDIT HOTKEY

не появится в первой строке.

Подтвердите свой выбор. Теперь можно выбрать нужную горячую клавишу:

SET HOTKEY
HOTKEY 0

Нажмите ту функциональную кнопку, которую вы хотите связать с этим адресом. На дисплее появится соответствующий номер.

Подтвердите свой выбор.

10.2. Использование горячих клавиш

Для доступа к нужной горячей клавише вы должны сначала перейти в режим аксессуаров.

Нажмите клавишу Shift.

Нажмите кнопку нужной функции. Предварительно назначенный адрес сразу появится на дисплее.

Нажмите эту кнопку (символ стрелки), чтобы переключить этот аксессуар на расходящийся маршрут (красный свет).

Нажмите эту кнопку, чтобы переключить аксессуар на прямой маршрут (зеленый свет).

11. Программирование

Под программированием мы подразумеваем метод электронного изменения определенных параметров декодеров. Это относится ко всем типам декодеров, таких как локомотивные декодеры, вспомогательные декодеры и декодеры обратной связи. Декодеры с ручными переключателями (DIP-переключатели), такие, как старые модели от Marklin®, не могут быть запрограммированы навигатором.

К сожалению, нет стандартного метода для доступа ко всем параметрам; это зависит от производителя и типа декодера.

Как правило все параметры декодера хранится в его внутренней памяти. Каждая ячейка памяти может содержать число. Ячейки нумеруются по порядку. Значение каждой может быть изменено в любое время, поэтому они также известны как переменные. Этими переменными определяются свойства декодера, его конфигурация, таким образом был введен термин конфигурационная переменная, Configuration Variable (CV). Значения, хранящиеся в них, определяют поведение декодера.

Значения, которые не разрешены или неправильны могут привести к тому, что декодер не будет работать или будет работать неправильно. Изменяйте настройки декодера, только если вы уверены в последствиях. В противном случае вы можете столкнутся с его необъяснимым поведением.

Стандартами на декодеры DCC свойства большинства переменных определены. Полный список и информация по стандартам DCC доступна по адресу www.nmra.org/standards/DCC. Пожалуйста, обратитесь к руководству по вашему декодеру. Там вы найдете все поддерживаемые CV, а также их возможные значение.

11.1. DCC-программирование

Диапазон возможностей программирования DCC-декодеров постоянно расширяется с годами. Поэтому есть разные методы (режимы), которые несовместимы друг с другом:

Режим регистра (Register Mode): здесь вы можете получить доступ только к CV с 1 по 8. Пейджинговый режим (Paged Mode): на треке для программирования могут быть доступны CV от 1 до 1024.

Прямой режим (Direct Mode:): на треке для программирования могут быть доступны CV от 1 до 1024. Но скорость считывание данных декодера будет примерно в 8 раз больше, чем в Paged Mode.

Режим POM (POM Mode): здесь программирование выполняется на основных путях макета ("Программирование на главном треке"). Все CV от 2 до 1024 доступны для изменения. Только базовый адрес CV1 недоступен.

К сожалению, нет никакого правила относительно того, какой декодер поддерживает метод программирования. Для новых декодеров Прямой режим является обязательным. Все декодеры ESU поддерживают его и другие режимы.

11.1.1. Прямой режим (CV-Mode)

Для программирования в DCC Direct Mode (также известном как CV-mode) локомотив должен быть расположен на треке для программирования. Никакой другой локомотив не должен находится на том же треке в то же самое время, в противном случае они оба будут одинаково запрограммированы одновременно. В прямом режиме вы можете считать и переписать переменные CV.

11.1.2. Программирование на главном треке (POM)

В режиме POM локомотив может остаться на макете и перепрограммируется во время работы на макете. Таким образом, вы можете наблюдать и исправляйте любые изменения во время работы.

Некоторые декодеры могут быть запрограммированы только на главном треке, если они установлены на шаг скорости "0". ESU декодеры также могут быть настроены во время работы на макете.

Чтобы программировать локомотив на главном треке, навигатор должен передавать конкретные команды в этот локомотив. Поэтому текущий адрес локомотива должен быть известен заранее, иначе он не может быть запрограммирован. Если вы не знаете адрес локомотива, поместите его на трек для программирования. Там вы можете считать или перепрограммировать адрес.

11.1.4. Запись локомотивных адресов

Как указано в главе 8.1. новые локомотивы (с завода) сначала должен быть перепрограммированы, так как их адрес назначенный по умолчанию уже может быть занят. Навигатор предлагает две простые опции для изменения адреса локомотива:

Программирование на главном треке (POM): здесь вы можете назначить адреса от 1 до 127 (так называемые "короткие адреса" DCC).

На треке для программирования: вы можете назначить любой адрес между 1 и 9999.

11.1.4.1. Программирование на главном треке (POM)

Сначала вызовите нужный локомотив, как описано в главе 8.

Перепрограммирование на главном треке сработает только если "старый" адрес известен. Если вы не знаете этот адрес, пожалуйста, используйте метод программирования на треке для программирования.

Откройте меню.

Прокрутите меню пока надпись

PROGRAM DCC

не отобразится на дисплее.

Подтвердите ваш выбор.

Прокрутите до тех пор, пока надпись

WRITE ADDR
ON MAINTRACK

не отобразится на дисплее.

Подтвердите ваш выбор. Потом надпись

CHANGE ADDR
WRITE ADDR 0

появится на дисплее. Используйте функциональные кнопки или джойстик для ввода нового желаемого адреса.

Нажмите кнопку PROG, чтобы перепрограммировать декодер. В то же время новый адрес будет сохранен и в списке локомотивов навигатора.

Назначайте свободный адрес локомотиву! Если вы выберете адрес уже назначенный другому локомотиву, тогда вы не сможет перепрограммировать этот локомотив.

11.1.4.2. Программирование на отдельном треке

Если вы не знаете адрес локомотива или хотите использовать адрес выше 127 вы должны использовать программирование на отдельном треке (треке для программирования). Поместите этот локомотив на оный и используйте пульт ДУ.

Откройте меню.

Прокрутите меню пока надпись

PROGRAM DCC

не отобразится на дисплее. Подтвердите ваш выбор. Прокрутите до тех пор, пока надпись WRITE ADDR
ON SERVICETRACK

не отобразится на дисплее.

Подтвердите ваш выбор. Затем надпись

WRITE ADDR LOC
WRITE ADDR 0

появится на дисплее.

Используйте функциональные кнопки или джойстик для ввода желаемого адреса.

Нажмите кнопку PROG, чтобы перепрограммировать декодер. В то же время измененный адрес будет внесен в список локомотивов навигатора.

Назначайте свободный адрес локомотиву! Если вы выберете адрес уже назначенный другому локомотиву, тогда вы не сможет перепрограммировать этот локомотив.

11.1.5. Считывание адреса локомотива

Довольно легко загрузить свой список локомотивов в навигатор если вы не хотите перепрограммировать свои локомотивы. Эта Процедура работает только с декодерами DCC.

Поместите локомотив на трек для программирования

Добавьте новую запись, как описано в главе 8.1.

Откройте меню.

Прокрутите меню пока надпись

PROGRAM DCC

не появится на дисплее.

Подтвердите ваш выбор.

Прокрутите до тех пор пока надпись

READ ADDR
ON SERVICETRACK

не появится на дисплее.

Подтвердите ваш выбор. На дисплее появится надпись

GET ADDR
ADDRESS ????

Подтвердите ваш выбор. Навигатор теперь попытается прочитать и отобразить адрес декодера.

Вызовите прочитанный адрес. Внутренний список локомотивов будет модифицирован и локомотив готов к работе.

11.1.6. Программирование переменных CV декодера на отдельном треке

С помощью этого метода вы можете считать и переписать все переменные СV вашего DCC декодера.

Откройте меню.

Прокрутите меню пока надпись

PROGRAM DCC

не появится на дисплее.

Подтвердите ваш выбор.

Прокрутите до тех пор пока надпись

READ ADDR
ON SERVICETRACK

не появится на дисплее.

Подтвердите ваш выбор. На дисплее появится надпись

POS CV 0
VAL 0 00000000

Теперь выберите число для CV, которое вы хотите ввести с помощью функциональных кнопок или джойстик.

Подтвердите ваш выбор.

Нажмите кнопку READ, если вы хотите прочитать эту CV. Навигатор считывает CV и отображает значение.

Нажмите кнопку VALUE, если хотите ввести новое значение. Выберите новое значение CV с помощью функциональных кнопок или джойстика.

Нажмите кнопку PROG, чтобы записать новое значение.

После того, как вы изменили все необходимые CV, нажмите кнопку X несколько раз, чтобы выйти из этого меню.

11.1.7. Программирование переменных CV декодера на главном треке

Чтобы иметь возможность использовать программирование на главном треке, локомотив должен быть корректно введен в список локомотивов и готов к запуску (т.е. его адрес должен быть известен).

Откройте меню.

Прокрутите меню пока надпись

PROGRAM DCC

не появится на дисплее.

Подтвердите ваш выбор.

Прокрутите до тех пор пока надпись

PROGRAM DCC
ON MAINTRACK

не появится на дисплее.

Подтвердите ваш выбор. На дисплее появится надпись

POM CV 0
VAL 0 00000000

Теперь выберите номер CV, который вы хотите с помощью функциональных кнопок или джойстика.

Подтвердите ваш выбор.

Нажмите кнопку VALUE, если хотите ввести новое значение. Выберите новое значение CV с помощью функциональных кнопок или джойстика.

Нажмите кнопку PROG, чтобы записать это значение.

После того, как вы изменили все необходимые CV, нажмите кнопку X несколько раз, чтобы выйти из этого меню.

Программирование в режиме DCC работает только если локомотив работает в режиме DCC. Если вы хотите запустить локомотив в формате Motorola®, запрограммировав его в режиме DCC, вам следует временно переключиться в режим DCC для программирования. 11.2. Программирование Motorola®

Уже в 2001 году ESU создал новую возможность для программирование декодеров Motorola® с помощью LokPilot хотя эта опция не была доступна для цифровой системы Marklin. Каждый ESU-декодер (кроме чистого DCC декодера) оснащен специальным режимом программирования, так называемым режимом программирования 6021, который обеспечивает доступ ко всем или, по крайней мере, к наиболее важным CV декодера. Они могут быть изменены, но не могут быть считаны.

Между тем Marklin® также оснащает многие локомотивы декодерами которые поддерживают режим программирования, разработанный ESU. В основном это экономичные декодеры которые часто встречаются в серии "Hobby" от Marklin.

Режим программирования Motorola® был реализован в Навигаторе и, таким образом, может использоваться для всех декодеров ESU и многих декодеров Marklin®, но не обязательно будет работать для других производителей.

11.2.1. Изменение адреса локомотива

Поместите этот локомотив (только один!) на трек для программирования и используйте пульт ДУ.

Откройте меню.

Прокрутите меню пока надпись

PROGRAM MOT

не появится на экране.

Подтвердите ваш выбор. На дисплее появится надпись

READ ADDR
ON SERVICETRACK

не появится на дисплее.

Подтвердите ваш выбор. На дисплее появится надпись

WRITE ADDR LOC
WRITE ADDR 0

Теперь выберите новый адрес с помощью функциональных кнопок или джойстика.

Нажмите PROG чтобы перепрограммировать декодер. Внутренний список локомотивов будет модифицирован и локомотив готов к работе.

Назначайте свободный адрес локомотиву. Если вы выберете адрес уже назначен другому локомотиву, тогда вы не сможете перепрограммировать локомотив.

11.2.2. Программирование на треке для программирования

С помощью этого метода вы можете считать и переписать CV декодера.

Откройте меню.

Прокрутите меню пока надпись

PROGRAM MOT

не появляется на экране.

Подтвердите ваш выбор.

Прокрутите пока надпись

PROGRAM MOT
ON SERVICETRACK

не появится.

Подтвердите вашу запись. На дисплее должно отображаться следующее:

POS CV 0
VAL 0 00000000

Используйте функциональные кнопки или джойстик, чтобы выбрать желаемое значение CV.

Подтвердите вашу запись.

Нажмите кнопку READ, чтобы прочитать CV. Навигатор читает и отображает значение.

Нажмите кнопку VALUE, если вы хотите ввести новое значение. Используйте функциональные кнопки или джойстик, чтобы выбрать новое значение для CV.

Нажмите кнопку PROG, чтобы перепрограммировать декодер.

После того, как вы изменили все необходимые CV, нажмите кнопку X несколько раз, чтобы выйти из этого меню.

11.3. Программирование декодеров аксессуаров (стрелок и так далее)

Навигатор также поддерживает программирование аксессуаров DCC. В настоящее время очень мало вспомогательных декодеров такого рода совместимых с DCC. Пожалуйста, обратитесь к руководству для вашего декодера Чтобы получить больше информации.

11.3.1. Программирование ESU SwitchPilot

ESU SwitchPilot имеет различные настройки CV, к которым можно получить доступ в режиме программирования DCC. Процедура так же, как при программировании локомотива. Вы найдете список всех CV в руководстве пользователя Switch-Pilot. Для программирования адреса можно изменить CV1 на треке для программирования или сделать, как описано в главе 8 руководства SwitchPilot.

12. Конфигурационное меню

Навигатор поддерживает различные варианты настройки своих параметров в соответствии с вашими требованиями. Все параметры можно найти в меню.

Откройте меню.

Прокрутите меню пока надпись

SYSTEM MENU

не появится на дисплее.

Подтвердите вашу запись. Теперь вы можете прокрутить главное меню, чтобы добиться различных вариантов конфигурации.

Если вы хотите прекратить ввод данных, вы можете выйти нажав X в любое время.

12.1. ID базового блока

Каждый базовый блок имеет идентификационный номер в диапазоне от 0 до 3 (значение по умолчанию: 0). Оно должно быть изменено, если для управления задействовано более одной системы Navigator или Bachmann® Dynamis® в пределах досягаемости ДУ. В противном случае возникнет некоторая путаница в работе ДУ. ДУ должно "знать", к какому базовому блоку оно принадлежит.

Прокрутите меню пока надпись

EDIT BASE ID

не появится.

Подтвердите вашу запись и введите новый идентификационный номер. ДУ выполнит сброс, а затем попытается установить соединение с (новым) базовым блоком.

Базовый блок также должен быть правильно настроен. Как это делается описано в главе 14.1.

12.2. ID пульта ДУ

Вы можете использовать до четырех ДУ с каждым навигатором. Система различает их по идентификаторам (0 - 3). По умолчании все ДУ установлены на ID 0. Как только вы задействуете второе ДУ, для него должен быть установлен другой идентификатор.

Несколько ДУ с одинаковыми идентификаторы посеят хаос! Измените идентификатор ДУ, в то время как все другие ДУ и базовый блок выключены.

Выбрать

EDIT REMOTE ID

в системном меню.

Подтвердите вашу запись и введите новый идентификационный номер. Пульт ДУ выполнит сброс, чтобы принять новый номер.

12.3. Системная информация

В меню System info вы найдете информацию о версии программного обеспечения, а также о том, как назначить имена для вашего базового блока и ДУ.

Выбрать

SYSTEM INFO

в системном меню и подтвердите ваш выбор. Вы сейчас в третьем уровене меню.

12.3.1. Переименование базового блока

EDIT BASE NAME

Здесь вы можете отредактировать название базового блока.

12.3.2. Серийный номер базового блока

BASE SERIAL NO
U0007796D

Показывает серийный номер базового блока. Это серийный номер начинается с буквы "U", за которой следует шестнадцатеричное 8-значное число, которое отображается во второй строке.

12.3.3. Состояние программного обеспечения базового блока

BASE INFO
HW 1.1 SW 1.1

Показывает версию аппаратного и программного обеспечения базового блока.

12.3.4. Имя пульта ДУ

EDIT REMOTE NAME
NAVIGATOR DCC

Здесь вы можете присвоить имя пульту ДУ.

12.3.5. Версия программного обеспечения пульта ДУ
REMOTE INFO
HW 1.0 SW 1.1

Показывает версию аппаратного и программного обеспечения пульта ДУ.

12.3.6. Текущее состояние монитора

12.4. Отклик джойстика

Задержка, после которой джойстик автоматически увеличивает скорость после воздействия может быть индивидуально установлена для управления локомотивом и для навигации по меню.

12.4.1. Для управления локомотивом

EDIT JOYSTICK
SPEED DELAY

Устанавливает задержку отклика в диапазоне от 0 до 63.

12.4.2. Для навигации по меню

EDIT JOYSTICK
MENU DELAY

Устанавливает задержку в диапазоне от 0 до 63.

12.5. Скорость джойстика

Скорость джойстика может быть индивидуально установлена для управления локомотивом (изменения его скорости) и для навигации по меню.

12.5.1. Для ускорения локомотивов

EDIT JOYSTICK
SPEED REPEAT

Устанавливает задержку для ускорения локомотивов в ответ на сигнал от джойстика в диапазоне от 0 до 63.

12.5.2. При работе в меню

EDIT JOYSTICK
MENU REPEAT

Устанавливает задержку в диапазоне от 0 до 63.

12.6. Подсветка

Фоновое освещение дисплея также можно адаптировать по желанию.

12.6.1. Яркость

EDIT BACKLIGHT
BRIGHTNESS

Устанавливает яркость подсветки экрана в диапазоне от 0 (выкл.) до 9 (максимальная яркость).

12.6.2. Время включения подвсетки

EDIT BACKLIGHT
DURATION

Эта настройка определяет через сколько секунд после последней активации какой-либо кнопки подсветка будет выключена. Чем время меньше, тем дольше будет работать батарея, так как подсветка требует много энергии.

12.7. Конфигурация аварийной остановки

Поведение системы после нажатия кнопки "Стоп" можно настроить по-разному.

Выбрать

EDIT STOPMODE

Теперь вы можете выбрать одну из следующих настроек:

Power Off: питание всего макета будет немедленно отключено после нажатия кнопки "Стоп".

EStop Loco: нажатие кнопки "Стоп" отправит сообщение о чрезвычайной ситуации и активизируется команда останова для текущего контролируемого локомотива. Он остановится сразу же, а все остальные локомотивы продолжают двигаться!

12.8. Автоматическое отключение питания макета

В целях безопасности базовый блок отключает питание макета, если нет ИК-связи хотя бы с одним ДУ. По умолчанию значение времени ожидания этого составляет 320 секунд. В некоторых случаях такое автоматическое отключение может быть нежелательным или возможно, вы хотите установить другое время. Поэтому значение может быть изменено: выберите

EDIT TRK TIMEOUT

и выберите желаемый промежуток времени без отключения - 7,5 секунд, 15 секунд, 30 секунд.

13. Сброс до заводских значений по умолчанию

Система (ДУ и базовый блок) может быть сброшена до значений по умолчанию в любое время.

13.1. ДУ

Для сброса ДУ до значений по умолчанию (идентификатор базового блока 0, идентификатор ДУ 0) надо выбрать

FACTORY RESET

в системном меню.

Возможно, после вам придется повторно ввести идентификаторы базового блока и ДУ, прежде чем ДУ сможет принять участие в операциях снова.

13.2. Базовый блок

Вы также можете сбросить базовый блок до значений по умолчанию. Для этого конкретное значение должно быть введено в конкретную переменную CV.

• Выберите меню программирования, как показано в 11.1.6.
• Выберите CV 7
• Введите значение 151 в CV 7

Это удалит список локомотивов базового блока. После этого все ДУ выполнят новую последовательность синхронизации с базовым блоком и после этого отобразят пустой список локомотивов.

14 Расширение системы

Система ESU Navigator может быть расширена для практического использования если надо.

14.1. Дополнительные пульты ДУ

ESU предлагает дополнительные ДУ (артикул 50301). Вы можете использовать до четырех ДУ с одним базовым блоком. Вы также можете использовать ДУ от Bachmann® и Dynamis®. Обе системы могут использоваться вместе, хотя некоторая информация не будет отображаться из-за отличий программного обеспечения.

После покупки нового пульта ДУ ему должен быть назначен новый идентификатор. В противном случае оба ДУ окажутся на идентификаторе "0" (устанавливается по умолчании). Подробнее об этом читайте в главе 12.2. После этого можно включить базовый блок и соответствующий ДУ.

14.1.1. Синхронизация данных

Все списки локомотивов и другие данные сохраняются в базовом блоке навигатора. Каждый ДУ получает копию списка. Базовый блок гарантирует, что все списки обновлены и имеют идентичное содержание. Новый ДУ обычно не имеет локомотивных списков и получит их прямо с базового блока (синхронизация).

• Синхронизация может занять до 1 минуты.
• Во избежание любой потери данных ни ДУ ни базовый блок не может быть отключен во время этого процесса.
• Убедитесь, что все ДУ имеют хороший "визуальный контакт" с базовым блоком (точнее, с ИК-приемником) во время синхронизации.

Но что произойдет, если ДУ уже эксплуатировался с другим базовым блоком и содержит списки локомотивов?

Тогда навигатор нуждается в вашей помощи. Дисплей будет показывать надпись:

OK TO RESET INT
LOCOMOTIVE LIST?
Теперь у вас есть возможность решить, что должно произойти:

• Если вы выберете "Ok", тогда старый список на ДУ будет удален и он получит новые данные от базового блока. Выберите эту опцию, если вы приобрели второй пульт ДУ (возможно, один уже используется другими), и если он должен получить те же данные, что и первый.

• Если вы выберете "Отмена", то список локомотивов этого ДУ будет передан на базовый блок. В этот момент базовый блок, а также ВСЕ другие ДУ получат этот список локомотивов. Обычно эта опция имеет смысл, только если вы заменили ваш базовый блок.

Во время нормальной работы вполне могут быть ситуации, когда синхронизация между базовым блоком и одним или несколькими ДУ могут быть прерваны. Возможные причины:

• ДУ отключен из-за синхронизации другого ДУ или не имеет визуального контакта с ИК-приемником.
• Вы меняете локомотивы, удаляете их или добавляете новые, несмотря на тот факт, что нет связи с ИК-приемником.
• Другой ДУ находится вне зоны приема сигнала, пока вы делаете изменения в списке локомотивов.
• ДУ переносен на другой макет управляемый с помощью навигатора или систем Bachmann®, Dynamis® ProBox.
• Базовый блок выключен во время синхронизации.

Во всех этих случаях система будет синхронизироваться заново. Вы заметит это по несколько более медленному времени отклика.

14.1.2. Перехват управления локомотивов

Локомотив может отображаться на нескольких ДУ одновременно. Но локомотивом может управлять только один.

Если этот символ загорается на дисплее, то локомотив находится под управлением другого ДУ и отображается здесь только для информации.

Если этот же символ мигает, то локомотив находится под контролем этого ДУ, но по крайней мере еще один ДУ может взять управление на себя. Принятие управления локомотивом всегда возможно путем попытки изменения скорости или направление движения, или просто путем активации его прочих функции. Локомотив находится под контролем того ДУ, который передал ему последнюю команду.

14.2. Соединение Навигатора с ECoS

Базовый блок Navigator может быть подключен к ECoS с помощью соединительного кабеля 50305. С этого момента времени он работает как подчиненное устройство и функциональность центрального блока выключена. В этом режиме работы следующие функции доступны:

• Booster: встроенный усилитель базового блока Navigator находится под контроль ECoS и может быть полностью интегрирован в ECoS. Текущий монитор ECoS покажет наличие бустера.

• Handheld controller: ECoS может назначать локомотивы всем ДУ, связанным с базовым блоком. ДУ ведут себя как полноценные части новой системы.

Если ECoS управляет навигатором, этот символ загорается на дисплее пульта ДУ.

14.3. Компьютерный интерфейс USB

После того, как базовый блок был подключен к ПК с помощью кабеля с артикулом 50306, то базовый блок может управлять локомотивами и аксессуарами с помощью специального программного обеспечения через ПК. В настоящее время необходимый интерфейсный протокол для программного обеспечения еще не написан, но будет опубликованы на нашем сайте позднее.

15. Использование нескольких базовых блоков в одном помещении

Если в одной комнате более одного базового блока, то каждый из них должен иметь свой собственный идентификатор. В противном случае операции будут хаотичны. Для установки этого идентификатора есть перемычка под модулем ИК-приемника.

Отключите базовый блок от источника питания и удалите этот модуль.

Используйте одну или обе поставляемые перемычки для установки желаемого ID

ID 0
ID 1
ID 2
ID 3

15.1. Установка идентификатора базового блока

Не забудьте установить новый идентификатор базового блока на ДУ. Пожалуйста, обратитесь к главе 12.1.

16. Поддержка ESU

Как владелец навигатора вы имеете право на техническую поддержку от ESU. Есть много способов связаться с нами, если вы столкнетесь с любыми проблемами или если у вас есть какие-либо предложения.

16.1. Форум ЕСУ

С момента своего появления осенью 2006 года форум поддержки ESU вырос до одной из самых успешных интернет-платформ. На этом форуме вы можете задать любые вопросы о продуктах ESU. Наша служба поддержки постарается решить все проблемы вместе с вами. Таким образом, все извлекают выгоду из общего обсуждения, так как другие пользователи также могут предоставить свои ответы. Форум доступен по адресу www.esu.eu/forum.

16.2. Техническая горячая линия

Владелец макета или тематического магазина - вы наши компетентные партнеры и мы готовы выслушать все ваши вопросы, касающиеся навигатора, а также моделизма вообще. Есть много способов связаться с нами. Пожалуйста, направляйте любые вопросы связанные с навигатором через форум поддержки на нашем сайте. Если у вас нет доступа к Интернету, можно отправить факс. Пожалуйста, всегда указывайте свой номер факса или адрес электронной почты на который мы должны вам ответить.

Телефонная горячая линия часто очень занята. Поэтому вы должны избирать этот метод, только если у вас действительно особенные вопросы. Сначала попытайтесь почитать наш интернет-форум или заглянуть на наш сайт. Там вы уже найдете некоторые ответы и, возможно, также советы предоставляемые нашими клиентами в разделе "Советы и рекомендации", которые могут быть полезными для вас. Конечно, мы всегда рады помочь и ответив по телефону.

Горячая линия: +49 (0) 700 - 56576863 *)
(0) 700 - LOKSOUND
Вторник и среда
10:00 - 12:00
Факс: +49 (0) 700-37872538 *)


ESU electronic solutions ulm GmbH & Co. KG
-Techischer Support-
Industriestrasse 5
D - 89081 Ульм
www.esu.eu

*) 0,12 евро в минуту от сети Deutsche Telekom

18. Приложение

18.1. Технические данные

• Базовый блок H4 Booster с непрерывным выходом 3,0 A
• Выходной сигнал на трек для программирования H4 мощностью 0,25 А
• Разъем для ECoSlink (разъем slave для подключения к ECoS)
• Дополнительные возможности для 5 ИК-приемников (4 разъема для
дополнительных кабелей, 1 штекер для основного прямого подключения)
• USB-интерфейс для подключения компьютера
• Поддержка форматов Marklin® Motorola® (старый, новый) с 14 или 28 ступенями скорости
• Поддержка формата DCC с 14, 28, 128 ступенями изменения скорости
• До 9999 адресов в формате DCC. До 21 функции в локомотиве. 4 + 1 функции в режиме Motorola®.
• До 255 адресов в формате Motorola® (зависит от типа декодера)
• Поддержка форматов Marklin® Motorola® и формата сигналов DCC для контроля аксессуаров
• Поддерживает до 40 локомотивов и 100 аксессуаров
• Все режимы программирования сервисного режима DCC при программировании на специальном треке, возможно POM (программирование прямо на макете). Программирование декодеров Motorola® - на треке для программирования
• Пульт ДУ: беспроводная двунаправленная ИК связь
• ЖК-дисплей с подсветкой (специально разработанный) с выводом информации о локомотиве - название, скорость, направление, статус функциональной кнопки
• 11 функциональных кнопок + клавиша Shift для активации до 21 функции локомотива
• 4 кнопки меню
• Кнопка аварийного останова и изменения направления
• 4-позиционный джойстик для управления скоростью и выбора локомотива
• 2 батарейных отсека для (перезаряжаемых) батарей
• ИК-приемник: широкополосный приемник с 5 ИК-передатчиками и 2 приемника
• Прямое подключение (штекер) или кабель (8-pole extension cable)
• Дополнительный настенный монтаж

18.2. Таблица кодирования для аксессуаров

Keyboard numberK e y b o a r d buttonT u r n o u t numberAccessory decoder DIP switch “ON“
11..41-4-23-5-7-
15..85-8--3-5-7-
19..129-121--45-7-
113..1613-16-2-45-7-
21..417-20---45-7-
25..821-241---5-7-
29..1225-28-2--5-7-
213..1629-32----5-7-
31..433-361-3--67-
35..837-40-23--67-
39..1241-44--3--67-
313..1645-481--4-67-
41..449-52-2-4-67-
45..853-56---4-67-
49..1257-601----67-
413..1661-64-2---67-
51..465-68-----67-
55..869-721-3---7-
59..1273-76-23---7-
513..1677-80--3---7-
61..481-841--4--7-
65..885-88-2-4--7-
69..1289-92---4--7-
613..1693-961-----7-
71..497-100-2----7-
75..8101-104------7-
79..12105-1081-3-5--8
713..16109-112-23-5--8
81..4113-116--3-5--8
85..8117-1201--45--8
89..12121-124-2-45--8
813..16125-128---45--8
91..4129-1321---5--8
95..8133-136-2--5--8
99..12137-140----5--8
913..16141-1441-3--6-8
101..4145-148-23--6-8
105..8149-152--3--6-8
109..12153-1561--4-6-8


Руководство пользователя: ESU Navigator. Оригинал. (немецкий язык)

Руководство пользователя: ESU Navigator. Оригинал. (английский язык)


Новости

Распродажи и новинки


И ещё...